В июле 2013 года Сбербанк завершил сделку по покупке некогда крупнейшей независимой инвестиционной компании «Тройка Диалог», заплатив ее бывшим собственникам еще $400 млн. Первый $1 млрд за компанию они получили еще в 2011 году, то есть с учетом основного платежа Сбербанк оценил «Тройку Диалог» в $1,4 млрд. В 2012 году компания стала частью госбанка, весь инвестиционно-банковский и корпоративный бизнес были объединены под брендом Sberbank CIB.
Основным акционером партнерства «Тройки Диалог» с долей 40% был его основатель Рубен Варданян (еще 23,6% принадлежало младшим партнерам и 36,4% южноафриканскому Standard Bank). Выходит, что пакет Варданяна оценивался в $560 млн, однако на самом деле он получит больше — его состояние Forbes оценил в $800. За счет чего?
Предварительное соглашение о продаже «Тройки Диалог» Варданян подписал 11 марта 2011 года. Он сразу сказал, что некоторые активы компании могут быть выведены с ее баланса. Позже выяснилось, что речь идет о пакетах акций АвтоВАЗа (20,5%) и КамАЗа (27,3%). Обязательное соглашение по сделке стороны подписали в мае 2011-го на основе отчетности «Тройки Диалог» на 31 марта. На эту дату рыночная стоимость пакетов АвтоВАЗа и КамАЗа составляла $940 млн.
Эти пакеты отошли консорциуму инвесторов, в который входил Варданян, именно акции автопроизводителей, а не наличные он получил за свою долю в «Тройке Диалог». С учетом того, что его пакет «Тройки Диалог» стоил $400 млн (40% от $1 млрд), его доля в консорциуме инвесторов, купивших бумаги автокомпаний, составляла 42,5% ($400 млн из $940 млн).
Прошло два года. В марте 2013 года альянс Renault-Nissan, стратегический партнер АвтоВАЗа, увеличил свой пакет в компании на 25,4%. У одной из компаний консорциума инвесторов Troika Dialog Investments французы купили тот самый пакет 20,5% за $600 млн (еще 4,9% у «Ростехнологий»).
У Варданяна с партнерами остается пакет КамАЗа, но и его они должны продать до конца этого года. Покупатель известен — это стратегический партнер КамАЗа концерн Daimler. По оценке «ВТБ Капитала», весь КамАЗ будет оценен для сделки не менее чем в $2,5 млрд (исходя из этой оценки Daimler входил в капитал компании в декабре 2008 года). Таким образом консорциум «Тройки» получит за свой пакет КамАЗа примерно $700 млн. А всего за пакеты АвтоВАЗа и КамАЗа Варданян с партнерами получит $1,3 млрд, а сам он — $550.
С учетом наличных, полученных от Сбербанка этим летом в рамках завершения сделки по покупке «Тройки Диалог», Варданян может выручить за свой пакет чуть более $700 млн.
У Варданяна есть и другие активы. Он владеет долей в бизнес-центре «Романов Двор». Инвестирует в private equity: ему принадлежат доли в американском производителе жидкого топлива, в интернет-магазине одежды, работающем на развивающихся рынках, миноритарные доли в компаниях Украины и Германии, банке в Армении. С учетом этих активов состояние Варданяна можно оценить в $800 млн.
Неплохо. Стоит, правда, напомнить, что до кризиса 2008 года глобальные инвестиционные банки были готовы купить «Тройку Диалог» за $2,5–3 млрд.