Кого из бизнесменов любят в России? Согласно недавнему исследованию Superjob, проведенному по заказу «Ведомостей», и данным «Медиалогии», Роман Абрамович (№13 в списке Forbes) — самый узнаваемый и второй по популярности предприниматель.
Популярность Абрамовича столь же ожидаема, сколь и необъяснима. В отличие от бывшего кандидата в президенты Михаила Прохорова он ничего не делал, чтобы кому-то специально понравиться. Последнее интервью он давал в 1999 году, о своем бизнесе ничего не рассказывает, куда инвестировал значительную часть своего состояния, никто не знает. Он редкий гость на телеканалах, которые изредка транслируют встречи руководителей страны с бизнесменами — выпрямленные спины в дорогих костюмах и строгие лица.
Он уже несколько лет не возглавляет список Forbes, и даже Chelsea, свою самую громкую покупку, прославившую его на весь мир, Абрамович сделал 10 лет назад. То, что люди недавно узнали об истории построения его бизнеса в 1990-е, — krysha, схема покупки «Сибнефти» и связи с Кремлем — никак не могло прибавить ему очков в их глазах. (Подозреваю, что и подробности интересовали немногих.) Скупые сведения о тратах Абрамовича на московский Парк Горького — это для любителей. А при упоминании Абрамовича и Чукотки недоверчивые россияне скорее начнут рассуждать в духе, что наверняка на этом он ловко нажился. Как — неясно, но как-нибудь обязательно.
В чем же его притягательность? В каком-то смысле Рома, не отягощенный обязательствами и конфликтами, с его свободным образом жизни, олицетворяет мечту. Абрамович ассоци-ируется не просто с деньгами, а с деньгами и свободой, а это совсем не одно и то же. Это образ человека, который не просто удачлив, богат, но еще и принадлежит сам себе. Кто не хотел бы походить на него?
На самом деле за красивой оберткой скрывается далеко не глянцевая история. Абрамович последних десяти лет — не самый удачливый инвестор. Продав в середине 2000-х компанию за казавшиеся баснословными $13 млрд (хотя на фоне продажи ТНК-BP эта сумма не выглядит такой уж гигантской), часть своих капиталов он разместил в акциях «Евраза» и «Норникеля», которые только с начала 2013 года потеряли 66% и 36% соответственно. Другие инвестиции, в том числе и зарубежные, призваны скорее сохранить капитал, нежели приумножить. По крайней мере, существенную часть заработанного Абрамовичу удалось не растерять. Но второй раз такого чуда, когда вложенные $22 млн через 10 лет превращаются в $13 млрд, не произошло.
Так можно ли быть свободным и одновременно успешным инвестором? В этом номере собраны советы от создателя главного российского антивируса Евгения Касперского (стр. 68), 10 финансовых гуру (стр. 78) и опыт других предпринимателей. Например, история Виктора Ремши (стр. 92), сколотившего состояние $600 млн на инвестициях в интернет. Достаточно информации, чтобы составить свою счастливую комбинацию.