Улыбчивый парень в элегантном костюме уверенно идет по заводскому цеху, лавируя между штабелями металлических балок, строительного утеплителя и мотками проводов. «Вот эти модули пойдут на Магадан», — хлопает он ладонью по стенке домика из сэндвич-панелей. 28-летний Вадим Кулубеков — владелец фирмы «Ависта Модуль», выпускающей жилые конструкции для рабочих (в просторечии — времянки и бытовки). Компания Polyus Gold недавно заказала ему 31 домик для вахтового поселка на Наталкинском месторождении золота. Предприятие Кулубекова в среднем делает за месяц 120 модулей. Продажи за прошлый год — более 155 млн рублей. Еще 95 млн рублей компания заработала на сдаче своих модулей в аренду.
«Наверное, хорошо, что начинать пришлось почти без средств, — замечает предприниматель. — Сильнее стимула не бывает». В 2005 году, учась на последнем курсе факультета информатики Новосибирского технического университета, Кулубеков затеял нехитрый бизнес. На деньги, занятые у отца своей подруги, он купил пять кофейных автоматов. Сам договаривался об установке их в подходящих местах, сам их обслуживал. Энтузиазм сменился разочарованием: прибыль невелика — максимум 10 000 рублей с «точки» в месяц, на продажи не повлиять — нет живого контакта с потребителем, а выручку увеличить можно лишь за счет расширения сети.
Вадим продал автоматы, вернул долг и остался со 100 000 рублей на руках. Этого хватало на оборудование маленькой пиломастерской. Присматривая бытовку для рабочих, Кулубеков обнаружил, что производители завалены заказами на месяцы вперед. Вчерашний студент и не подозревал, что есть рынки, где спрос настолько превышает предложение. Строительство самых разных объектов, разработка сырьевых месторождений — быстровозводимое жилье требовалось везде. Выручка вологодского завода «СКДМ», еще в конце 1980-х наладившего выпуск так называемых блок-контейнеров, за 2005–2007 годы выросла более чем втрое.
Побывав на нескольких предприятиях под видом заказчика, Вадим Кулубеков разузнал, как устроено производство модульного жилья. Идея пилить доски была забыта. В апреле 2007 года Вадим зарегистрировал ООО «Ависта Модуль». Арендовал площадку во дворе машиностроительного завода, закупил материалы, сварочный аппарат, инструменты, нанял пару рабочих… и потратил все свои деньги. Зато обзавелся опытным образцом и офисом одновременно. Но где взять оборотный капитал, если нечего предложить банку в залог?
«Я же программист, привык просчитывать многовариантность решений, — рассказывает Кулубеков. — Появилась мысль: почему бы не сделать так, чтобы меня финансировали клиенты?» Назначая цену ниже, чем у конкурентов, при сопоставимой комфортности и отделке помещения, он просил предоплату — 70% от стоимости заказа. За первый месяц продал один блок-контейнер — под пивной киоск. Затем два — на стройку. Следом обрушился заказ на 10 строительных бытовок. Контракт обещал 300 000 рублей прибыли. Рабочих рук не хватало, и Кулубеков сам орудовал дрелью, сколачивал каркасы. В оговоренный срок он не уложился, но клиент остался доволен и впоследствии приобрел еще 15 модулей.
Осенью 2007 года начинающий промышленник перенес производство под крышу, арендовав часть заводского цеха — 500 кв. м. В штате «Ависта Модуль» появились инженер и менеджеры по продажам. Вся прибыль вкладывалась в оборудование и конструкторские разработки. В 2008 году Кулубеков наладил сборку вагон-домов на базе тракторных шасси. Выручка «Ависты» в том году приблизилась к 14 млн рублей. Через год — превысила 30 млн рублей.
«За этот модуль мы выложили 280 000 рублей только ради того, чтобы разобрать на части», — Вадим Кулубеков указывает на бытовку в центре заводской площадки. Пять лет назад в поисках идей он купил новенький блок-контейнер австрийской Containex. Препарировав приобретение, владелец «Ависты» понял, чем ему отличиться. Он придумал замковую конструкцию соединения панелей, позволяющую собирать стены нужной длины и лучше сохранять тепло внутри помещения. С такой технологией можно было идти к самым солидным клиентам.
В мае 2010 года компания Кулубекова получила первый масштабный заказ — на сооружение городка для рабочих ОАО «Сибмост», занятых на строительстве моста через Обь в Новосибирске. «В тендере участвовало семь компаний, — вспоминает Владислав Кошкин, генеральный директор «Сибмоста». — Нас устроили условия «Ависта Модуль», устроили люди, которые там работают, и то, как у них организован процесс». Поселок на 250 человек был сдан в июле 2011 года. В том же году «Ависта» построила вахтовые поселки для «РусГидро» на Алтае и для «Северсталь-Золото» в Якутии. А инженеры компании создали оригинальный модуль «Хаски» — морозостойкий домик-конструктор.
«Хаски» в сложенном виде похож на громадную упаковку мебели от IKEA: на дне пол, сверху крыша, между ними — «начинка» модуля. Когда нужно, домик разбирается и перевозится на другое место. На платформе грузовика умещается шесть «Хаски» вместо двух контейнеров. Из отдельных модулей можно собрать здания в два-три этажа с любым числом помещений на каждом. «Хаски» сейчас приносит «Ависте» до 70% выручки (эти модули не только продают, но и сдают в аренду). Остальное приходится на блок-контейнеры, вагон-дома и каркасные строения.
Кулубеков уверяет, что ни разу не платил отката — либо выигрывал на прямом тендере, либо был субподрядчиком. Так или иначе в списке его заказчиков появились «Газпром» и «Сибур». К 2011 году он перестал демпинговать. Но, придерживаясь средних рыночных цен, по-прежнему просил 70% предоплаты — теперь уже позволяла репутация. Вся прибыль (20,5 млн рублей в 2011 году при выручке 126 млн рублей) уходила на развитие бизнеса. Один только стан для обработки оцинкованного листа, идущего на облицовку панелей, обошелся предпринимателю в 12 млн рублей.
Владелец «Ависты» понял, что удобная для него схема финансирования больше не работает, когда в 2012 году проиграл тендер Evraz Group на строительство поселка для угольщиков в Туве. Контракт тянул на 60 млн рублей, но заказчик соглашался только на 30% предоплаты. Кулубеков принялся искать кредитора и в итоге договорился с новосибирской «ЮниСервис Капитал». Ему предложили секьюритизацию контрактных активов — привлечение инвестиций под выполняемый проект. С такой поддержкой «Ависта Модуль» весной этого года вышла на тендер «Алросы» по строительству двух зданий в поселке на алмазном руднике. И выиграла конкурс, взявшись все сделать за 68 млн рублей с предоплатой 30%. От инвесторов поступили 15 млн рублей. Заказ «Алросы» уже выполнен. Контракт с Polyus Gold финансируется по той же схеме. «Выбор подрядчика происходил в рамках открытого тендера, и по совокупности предложение «Ависты» было лучшим», — ответил Forbes топ-менеджер золотодобытчика.
Конкуренты не в восторге от активности Кулубекова — например, на новосибирском «Заводе ЛВК» категорически отказались что-либо говорить об «Ависта Модуль». Представитель вологодского «СКДМ» заявил, что «детального исследования этого игрока не делали, поэтому называть его сильные и слабые стороны компания не может». ОАО «СКДМ» — крупнейший производитель быстровозводимого жилья в России, контролирующий примерно 17% рынка. Его выручка в 2012 году выросла на 3% (до 1,8 млрд рублей), тогда как продажи «Ависты» — на 23%. В последнем годовом отчете «СКДМ» в разделе «Рыночные угрозы» компанию Кулубекова включили в список конкурентов.
План «Ависта Модуль» на 2013 год по выручке — 500 млн рублей, включая доходы от аренды. Ее владелец хочет привлечь по схеме секьюритизации в целом 70 млн рублей. Условия, поясняет он, для него комфортны — 1% от суммы займа посреднику плюс выплаты инвесторам из расчета 16% годовых. Но денег на развитие все же не хватает. В мае совместно с одним из новосибирских холдингов Кулубеков учредил «Ависта Модуль Строй» — компанию, которой передал работы по сооружению рабочих поселков. Сейчас ведет переговоры с «КазМунайГазом» о создании СП в Казахстане. Единственное, чем он не готов пока делиться, — долей в производственном предприятии.
«Столько всего еще можно сделать!» — глаза у молодого строителя загораются азартом. Он арендует под производство склад 6000 кв. м, до конца года планирует снять еще 4000 кв. м. Но кресло в своем кабинете не меняет с тех пор, как открыл первый офис в бытовке. Незачем, считает Кулубеков: настоящий предприниматель экономит сегодня, чтобы жить хорошо завтра. Тем не менее внедорожник Infiniti он себе уже купил.