К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Деньги на карту

фото Артема Голощапова для Forbes
фото Артема Голощапова для Forbes
Владельцы стартапа Zoon.ru решили потратить более $15 млн, чтобы создать новую систему поиска услуг. Вернутся ли вложения?

«Через это приложение в каждый из наших ресторанов приходит около 300 человек в месяц. Больше, чем через «Афишу», — рассказывает Анна Лаврова, директор четырех столичных ресторанов «Урюк». Чтобы поддерживать «более заметное» положение ресторанов в каталоге Zoon, она платит по 5000 рублей в месяц с каждого ресторана. То же самое делают менеджеры и владельцы еще 150 ресторанов, салонов красоты и соляриев, обеспечивая основателю недавно стартовавшего сервиса Zoon.ru Илье Мутовину 750 000 рублей выручки в месяц. Смешные цифры? Мутовин, уже потративший на свой сервис несколько миллионов рублей собственных средств, и его инвестор Дмитрий Гранов, выделивший $15 млн, так не считают: их более чем устраивают темпы роста проекта. «Монетизация не главное, главное — трафик!» — повторяет Мутовин.

Приехав 13 лет назад из Красноярска, Мутовин окончил Высшую школу экономики, несколько лет работал в консалтинговой компании Strategy Partners. «Ни на что не было времени, а результаты труда отбирали», — вспоминает он. Недоволен он и последующей работой в «ПрофМедиа», где несколько лет занимался оптимизацией расходов на вещание и системой мотивации сотрудников: «От тебя мало что зависит: ничего не сделал, а телеканал как работал, так и продолжает».

В поисках свободы Мутовин открыл тренинговый центр по ораторскому искусству. Однако увидев, что у этого бизнеса есть потолок, быстро потерял к нему интерес и продал. Следующая идея увлекла его надолго: вчерашний консультант и медиаменеджер решил создать «идеальный» городской каталог услуг. Сервисов подобного рода уже уйма, но это его не остановило. «Объявления в интернете плохо структурированы: по поисковым запросам видно, что люди ищут салоны красоты с определенной технологией, медцентр со специальным оборудованием и рестораны, в которых есть любимые блюда», — поясняет Мутовин.

 

Проект сформировался на бумаге к осени 2011 года. Его прообразом стал американский сервис Yelp.com, созданный в 2005 году для поиска на местном рынке услуг с возможностью добавлять отзывы пользователей. Сейчас у Yelp 100 млн посетителей в месяц и $138 млн годовой выручки, рост трафика за последний год — 40%.

Вдохновившись успехом американцев, Мутовин нанял за 150 000 рублей помощников, которые собрали по Москве информацию для первых четырех категорий: фитнес, сауны, залы для йоги и салоны красоты. Планировалось, что пользователи могут сужать поиск, используя 5–10 фильтров. Например, все фитнес-центры можно проверить на цены, местоположение, наличие бассейна, бара и спа, саун, детских программ.

 

Оставалось найти хорошего программиста и наложить информацию на карту. С Ильей Шаповаловым Мутовин познакомился в закрытом интернет-сообществе «Лепра». Шаповалову предложение понравилось тем, что подразумевало самостоятельность, которой ему не хватало в службе знакомств «Мамба», где он работал программистом. Тезки создали компанию «Экстрим Маркетинг Ltd» с долями 70% у Мутовина и 30% — у Шаповалова, зарегистрировав в юрисдикции BVI. (В России работает ее дочерняя компания «Эффективное продвижение».)

На создание детального каталога Мутовин потратил 2 млн рублей собственных сбережений, и в феврале 2012 года сайт Zoon.ru появился в открытом доступе. На сайте можно выбрать ресторан, спа-салон, клинику, автосервис и многое другое. Здесь собраны цены, отзывы, оценки, характеристики, фотографии и местоположение, а также доступны такие действия, как бронирование, покупка скидки, участие в акции выбранной компании.

Проект требовал больше инвестиций: контент надо было обновлять, а базу расширять как можно быстрее, охватывая не только Москву и Петербург, но и другие города-миллионники. Мутовин потратил все сбережения, потом кредиты, продал свой Audi Q7 и разослал письма «ангелам» — российским и американским. «Это интересная, но сложная модель, может занять слишком много времени и потребовать привлечения дополнительного капитала. Вы все делаете хорошо, но все-таки тяжело думать о монетизации» — такой ответ он получил от известных калифорнийских бизнес-ангелов Фабриса Гринда и Хосе Марина, не более обнадеживающими были и другие ответы.

 

Крупный инвестор нашелся на родине. Дмитрий Гранов — бывший начальник Мутовина, несколько лет назад он возглавлял компанию «ПрофМедиа Бизнес Солюшнс». Он с самого начала держал руку на пульсе проекта и верил в успех, хотя и не имел опыта инвестиций в интернет-стартапы, признался Гранов в интервью Forbes. В обмен на контроль в «Экстрим маркетинг» он обещал выделить этапами $15 млн до конца 2014 года, если стартаперы будут последовательно достигать всех намеченных показателей. Предприниматель сколотил состояние, занимаясь выставочным и медиабизнесом, в частности, участвовал в создании кинокомпании «Амедиа». Гранов также отметил, что часть денег, которые пойдут на развитие Zoon, ему доверили «близкие друзья».

«Все заработало быстрее», — рассказывает Мутовин. Zoon.ru обновляют и дополняют теперь 100 специалистов контент-центра в Красноярске. Услуга стала доступна в девяти городах России, а также для отдыхающих в Турции и Египте. На очереди — Восточная Европа и представление информации о городских улицах с ресторанами в виде трехмерных визуализаций со сменой дня и ночи, освещением и т.д. Первым трехмерной моделью обзаведется парк «Сокольники».

В середине мая появилось приложение для iPhone, и за три недели его установили 22 000 человек, еще 6000 cкачали для Android. У Zoon.ru 600 000 уникальных посетителей в месяц. Компании, видя рейтинги и растущий трафик, начали платить Zoon, чтобы выделиться в списке. «Никто не просматривает больше десяти вариантов, поэтому быть в начале просмотра критично», — поясняет Мутовин.

Представитель сети салонов красоты «Сан и Сити» и To Be Queen Екатерина Денисова утверждает, что получает с Zoon 400–500 посетителей в месяц.

Онлайновые геоинформационные сервисы переживают подъем. Российский справочник «Желтые страницы» (Yell.ru), существовавший с 1998 года, полностью перешел в онлайн, а «ДубльГИС», работающий с 1999 года, открыл на основе своей базы сайт Flamp.ru. Проекты монетизируются одинаково — за счет платежей компаний. Для сравнения: у Yell.ru в мае было примерно 1,3 млн посетителей, а Flamp.ru открыл о себе данные лишь за декабрь 2012 года — 550 000 посетителей. Цены на Yell.ru в разы выше, чем у Zoon.ru: ежемесячные пакеты — от 30 000 до 112 000 рублей.

 

Что будет, когда закончатся $15 млн Гранова? Ни он, ни Мутовин не уверены, что к этому моменту стартап начнет окупаться, и не скрывают, что развивают его в расчете на то, чтобы заполучить следующего, более крупного инвестора (Гранов собирается полностью или частично выйти из проекта). Пример заокеанского Yelp вдохновляет: он еще не вышел на окупаемость, но его капитализация с момента выхода на биржу в марте 2012 года удвоилась и составляет около $1,9 млрд. Елена Масолова, сооснователь российского купонного сайта «Дарберри», продавшая его американскому Groupon, сомневается, что Zoon сможет повторить ее путь и «продаться» Yelp. Собственную сделку она считает исключением и полагает, что Yelp не заинтересуется выходом в Россию через убыточную компанию. Однако Мутовин сохраняет оптимизм: он считает, что такие проекты, как Zoon.ru, могут быть в перспективе привлекательны не только для иностранных прототипов, но и для поисковиков Google и Yandex, а также для соцсетей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+