Парк авиакомпании Red Wings бизнесмена Александра Лебедева (№164 в списке Forbes) состоял исключительно из отечественных самолетов Ту-204, всего их 11 — больше, чем у любого другого коммерческого перевозчика. Лебедев много рассуждал о возрождении отечественного авиапрома, но активно критиковал руководство Росавиации, за что и поплатился.
Компания лишилась лицензии, как только у регулятора появился повод. В конце 2012 года во Внуково самолет Red Wings выкатился при посадке на Киевское шоссе и развалился. Пять членов экипажа погибли. По итогам года Red Wings вышла на безубыточность, а долг перед «Ильюшин финанс» (ИФК) по лизинговым платежам составлял лишь треть выручки, 1,7 млрд рублей. После недолгой проверки в начале февраля 2013-го Росавиация запретила Red Wings летать, приостановив сертификат эксплуатанта.
Лебедев понял, что сам не сможет исправить ситуацию, и ради спасения компании продал ее за символический 1 рубль предпринимателю Сергею Кузнецову, брату совладельца Группы ГУТА Артема Кузнецова. Сделка состоялась 4 апреля 2013 года, а ровно через месяц Red Wings вернула сертификат эксплуатанта. Ограничения на коммерческие полеты Red Wings Росавиация должна снять к концу июня. И после этого сначала полетят чартеры компании, а потом возобновятся и регулярные рейсы.
«Они проделали очень большую работу, сменили генерального директора, сейчас компанию возглавляет профессиональный авиатор. Они на правильном пути. Остальное — это технологические вопросы, которые надо решить», — отметил глава Росавиации Александр Нерадько.
Что сделал новый собственник? Кузнецов рассказал Forbes, что в ближайшее время будет подписано четырехстороннее соглашение между НРК, НРБ, ИФК и Red Wings о реструктуризации долга. Основные условия договора уже определены. В частности, кредит банка НРБ в размере 135 млн рублей будет пролонгирован на два года. В дальнейшем долг Red Wings не должен будет превышать 15% от выручки. В 2013 году она составит 5 млрд рублей, в 2014-м — 9 млрд рублей, а в 2015-м — 13 млрд рублей.
«Моя стратегия в том, что я здесь не один на один с рынком — у меня есть партнер в лице государства, который заинтересован в успехах проекта, — говорит Кузнецов. — Мы берем на себя обязательство не просто летать на 10 самолетах, а в течение трех лет увеличить их количество минимум в два раза. Это будут новые Ту-204СМ. Минпром и Минтранс нас активно поддерживают». Этой поддержки и не хватало прежнему владельцу.
Александр Лебедев
Бывший собственник Red Wings
Возраст: 53 года
Образование: МГИМО, Краснознаменный институт КГБ СССР.
Опыт в бизнесе до покупки Red Wings:
$3,7 млрд в 2006 году занял 23-е место в «Золотой сотне» Forbes
26% В марте 2003 года купил 26% акций «Аэрофлота» у Романа Абрамовича за $140 млн
Опыт работы в госструктурах:
На момент покупки Red Wings был депутатом Государственной думы.
Покупка: $7,5 млн За такую сумму Лебедев в 2006 году купил
у совладельца аэропорта Внуково Виталия Ванцева компанию «Авиалинии 400». Старые Ту-204 были заменены на новые.
Бренд: В 2007 году «Авиалинии 400» была переименована в Red Wings.
Инвестиции: 3,5 млрд руб. За шесть лет вложил Лебедев в Red Wings.
Возврат на инвестиции: Потери от проекта составили 3,5 млрд рублей. «Меня репутационные вещи волнуют, больше ничего. Для меня важно, чтобы компания летала, сохранила рабочие места и российскую технику», — говорит Лебедев.
Генеральный директор: Леонид Ицков (до апреля 2013). Снят с поста по требованию Росавиации. Претензии: нет профильного образования, в катастрофе Ту-204 погибли пять членов экипажа. Лебедев ценит Ицкова: «Это эффективный менеджер, первый человек в Red Wings, который сумел запустить регулярные маршруты». Кузнецов оставил Ицкова в компании своим советником.
Отношения с властью: В марте 2010 года обвинил главу Росавиации Александра Нерадько в вымогательстве у него нескольких миллионов долларов «для помощи футбольному клубу «Крылья Советов».
Преференции от государства: В октябре 2012 года правительство поручило Минтрансу проработать вопросы субсидирования лизинговых платежей при покупке самолетов отечественного производства с числом кресел от 75 до 100. В эту категорию попадает только Sukhoi Superjet 100 и Ан-148. Рассчитанные на 210 мест Ту-204, которых больше всего у Red Wings, обошли стороной. Лебедев публично высказал свое «великое удивление» по этому поводу.
Сергей Кузнецов
Новый собственник Red Wings
Возраст: 42 года
Образование: МАИ, Финансовая академия при правительстве РФ.
Опыт в бизнесе до покупки Red Wings:
$51 млн За такую сумму Кузнецов летом 2008 года продал созданную им в 2004 году «дочку» Норникеля «Норильск-Телеком» «КИТ Финансу».
Опыт работы в госструктурах:
В 2008–2011 годах работал в Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства заместителем генерального директора Александра Бравермана.
Покупка: Кузнецов — единственный акционер ЗАО «Ред вингс», но впоследствии он отдаст часть акций GHP Group Марка Гарбера, оставив себе более 75%. На момент покупки Кузнецов работал старшим вице-президентом GHP Group. «Лебедев консультировался с Гарбером и с Артемом [Кузнецовым]. У меня было свободное время и опыт работы с правительственными структурами и банковским сообществом», — объясняет Кузнецов.
Бренд: «Мы не настолько богаты, чтобы заниматься ребрендингом. Мы уже вышли из тяжелой ситуации», — говорит Кузнецов.
Инвестиции: Кузнецов ищет финансирование: «Я вошел в этот проект быстро, и мне сложно инвестировать личные средства. Они не лежат у меня просто так на счете в банке».
Возврат на инвестиции: 1 рубль «При стартовых вложениях в 1 рубль у меня есть возможность достичь возврата на инвестиции в миллион. Очень эффективно получится», — шутит Кузнецов.
Генеральный директор: Сергей Белов, бывший гендиректор авиакомпании «Россия», возглавил Red Wings в мае 2013 года. Белов окончил Киевский институт инженеров гражданской авиации. В августе 2006 года под Донецком разбился Ту-154 компании «Россия», погибли 170 человек. Это случилось всего через четыре месяца после того, как Белов временно перешел на работу в «Аэрофлот».
Отношения с властью: «За три года работы [в Федеральном фонде содействия развитию жилищного строительства] я приобрел колоссальные знания и опыт. Я понимаю, какие требования на меня накладывает частно-государственное партнерство, у меня все на столе, все открыто, и получается диалог».
Преференции от государства:
Кузнецов рассчитывает на поддержку государства. В соответствии с постановлением №466, компаниям, летающим на отечественных самолетах, могут быть предоставлены субсидии по лизинговым платежам. Кроме того, государство по некоторым направлениям готово доплачивать за льготную перевозку детей, студентов и пенсионеров.