Эра «новых русских»
Портреты первого десятилетия российского бизнеса.
Forbes впервые зафиксировал наличие на территории России миллиардеров в 1997 году — тогда в рейтинг богатейших жителей планеты вошли шесть россиян во главе с Борисом Березовским (см. стр. 310). Но крупные состояния начали создаваться в нашей стране намного раньше. Распад СССР, приватизация, быстрый рост первых промышленных и банковских холдингов — все это не только обеспечило относительно либеральный курс развития страны в 1990-х и позволило первому президенту России Борису Ельцину остаться в Кремле после выборов 1996 года, когда его власть висела на волоске, но и дало возможность группе энергичных молодых предпринимателей сколотить миллиардные капиталы. Капитаны российского бизнеса, которых мир называл сначала новыми русскими, а затем олигархами, — Михаил Ходорковский, Борис Березовский, Владимир Потанин, Владимир Гусинский, Виталий Малкин, Александр Смоленский, Михаил Фридман — обладали тогда огромной властью, на равных с чиновниками формируя внутреннюю
и внешнюю политику государства.
1992
В России стартовали экономические реформы: правительство, первым заместителем председателя которого был Егор Гайдар, провело либерализацию цен, получившую название «шоковая терапия», президент Борис Ельцин подписал указ «О свободе торговли».
В феврале 1992 года экономист и бывший старший научный сотрудник ВНИИ системных исследований Петр Авен (№25 в списке Forbes, состояние $5,4 млрд) стал в правительстве Гайдара министром внешнеэкономических связей. Весь год он и первый зампредседателя правительства Анатолий Чубайс готовили программу приватизации госсобственности. После чего Авен недолго проработал в Госдуме и навсегда ушел из чиновников, возглавив в 1994-м Альфа-банк.
1994
Год рождения Рунета: официально зарегистрирован
национальный домен верхнего уровня ru. И в России, и в мире все еще ощущается ветер перемен: президентом ЮАР стал Нельсон Мандела, в Москву из изгнания возвратился Александр Солженицын, а российские войска окончательно покинули Германию.
Основанная в 1989 году «Альфа-Групп» агрессивно скупала активы в разных, не связанных друг с другом отраслях, став одним из первых в России многопрофильных холдингов. На этом фото, сделанном предположительно в 1994 году, запечатлен совет директоров «Альфы»: глава департамента инвестпрограмм Андрей Челухин, директор «Альфа Эко» Александр Файн, директор по импорту, оптовой и розничной торговле Михаил Безелянский, председатель правления Альфа-банка Андрей Раппопорт (см. стр. 274), глава совета директоров «Альфы» Михаил Фридман, генеральный директор подразделения «Альфа Эстейт» Борис Киперман, директор группы по международным связям Алексей Кузьмичев, директор «Альфа-Капитал» Андрей Косогов и курировавший экспорт и энергетику Герман Хан.
Основатель группы OLBI Олег Бойко (№71, $1,4 млрд) был тогда весьма разносторонним бизнесменом и не любил держаться в тени. Он руководил банком «Национальный кредит», входил в совет директоров ОРТ, владел долей в ИД «Известия». Решил занялся политикой, поддержав партию «Демократический выбор России». Два года спустя получил травму позвоночника и перестал быть публичной фигурой.
1995
Главные новости — война, преступность и залоговые аукционы. Несколько крупнейших коммерческих банков получили в собственность госпакеты акций «Сибнефти», «Норильского никеля», ЮКОСа и других крупных компаний. В январе федеральные войска взяли президентский дворец в Грозном. В США за вымогательство арестован российский вор в законе Вячеслав Иваньков (Япончик). Из Матросской тишины сбежал киллер Александр Солоник — единственный успешный побег в истории этого СИЗО. Самое громкое криминальное событие года — убийство тележурналиста Владислава Листьева.
Владимир Потанин (№7, $14,3 млрд, на фото вместе с основателем Столичного банка сбережений Александром Смоленским) считается автором идеи залоговых аукционов 1995 года. По результатам одного из них созданный им АКБ ОНЭКСИМ-банк получил 51% акций «Норильского никеля», заплатив государству $680 млн. Спустя три года Смоленский разорился, а еще через пять лет структуры Потанина поглотили его бизнес.
Двадцатитрехлетний председатель совета директоров МДМ Банка Андрей Мельниченко (№6, $14,4 млрд) учился обеспечивать безопасность своего бизнеса западными методами: застраховал перевозку наличной валюты (первые деньги Мельниченко сделал на обмене валюты) в британской Lloyd’s. Через пару лет он стал единственным акционером МДМ Банка, выкупив акции у партнеров.
1996
16 июня и 3 июля 1996 года в России состоялись единственные в постсоветской истории президентские выборы, потребовавшие второго тура. За несколько месяцев до выборов рейтинг Бориса Ельцина составлял 6–9%, прошедшие незадолго до того парламентские выборы выиграла КПРФ. Президентскую кампанию Ельцина вели политтехнологи, а финансировал крупный бизнес, причем предвыборному штабу, который возглавили Анатолий Чубайс и дочь президента Татьяна Дьяченко, пришлось одновременно бороться с частью ельцинской номенклатуры, предлагавшей отменить выборы.
Победа Бориса Ельцина на выборах стала одновременно и победой группы крупнейших представителей российского бизнеса, объединившихся и временно забывших о взаимной вражде. Ее называют «семибанкирщиной», несмотря на то что
в нее входило больше семи человек. На этом фото участники «семибанкирщины» запечатлены в Доме приемов «ЛогоВАЗа» (эта компания была подконтрольна Борису Березовскому и его партнерам), известном в 1990-х месте встреч бизнес-элиты. На фото: Михаил Ходорковский («Менатеп»), Михаил Фридман («Альфа-Групп»), Анатолий Чубайс (в тот момент глава избирательного штаба Бориса Ельцина, а впоследствии — глава администрации президента), Владимир Потанин («Интеррос»), Борис Березовский, Александр Шохин (Госдума), Петр Авен («Альфа-Групп»), Леонид Невзлин (НК «ЮКОС»), Бадри Патаркацишвили, Замани Джаванфар и Виталий Малкин («Российский кредит»).
1997
1997 год — передышка между бурными выборами 1996-го и экономическим обвалом 1998-го. Россия создала союз с Белоруссией и подписала акт о сотрудничестве с НАТО. Незамеченной прошла новость о создании поисковой системы «Яндекс». В конце года из-за рубежа поступила грозная информация о крахе банков в Азии.
После того как в 1996 году «Лукойл» первой из российских нефтяных компаний разместил на Западе свои ADR (бумаги попали в листинг Лондонской и Берлинской фондовых бирж), президент и совладелец нефтяной компании Вагит Алекперов (№5, $14,8 млрд) не только начал строить собственный танкерный флот, но и озаботился внедрением компьютерных технологий управления. Именно тогда у него в гостях оказался самый влиятельный программист и богатейший человек планеты, основатель Microsoft Билл Гейтс. Тогда же, в 1997 году, Вагит Алекперов попал в список Forbes.
Президент Альфа-банка Петр Авен уже в 1997 году владел дачей в Барвихе, ранее принадлежавшей советскому писателю Алексею Толстому, но был не прочь слетать по грибы в Карелию.
После выборов 1996 года на несколько лет вошли в традицию протокольные встречи в Кремле с участниками «семибанкирщины».
Основатель АКБ БИН Михаил Гуцериев (№34, $3 млрд) еще принимает активное участие в политике.
Во время президентской кампании 1996 года он доверенное лицо кандидата от ЛДПР Владимира Жириновского, но вскоре выходит из ЛДПР и становится независимым депутатом. Через несколько лет он возглавит госкомпанию «Славнефть», а после ее приватизации построит собственную нефтяную компанию «Русснефть».
1998
Семнадцатого августа Россия объявила дефолт по государственным долговым обязательствам. Разразился первый в истории постсоветской России масштабный экономический кризис. За несколько месяцев национальная валюта обвалилась — с 6 рублей до 21 рубля за доллар. В сентябре 1998 года в США была основана компания Google, а в ноябре Великобритания отменила смертную казнь.
На посту председателя правления РАО «Газпром», «второй кассы» страны, Рем Вяхирев (на фото вместе с Вагитом Алекперовым) пользовался огромным влиянием. В 1997 году Вяхирев вошел в список Forbes с оценкой состояния $1,4 млрд.
В июне 1998 года, за два месяца до кризиса десять крупнейших финансистов и промышленников выразили готовность поддержать антикризисные меры правительства и разделить с президентом ответственность за происходящее в стране. На фото: Михаил Фридман («Альфа-Групп»), Владимир Потанин («Интеррос»), Александр Смоленский («СБС-АГРО»), Рем Вяхирев («Газпром»), Анатолий Чубайс (РАО «ЕЭС России»), Вагит Алекперов («Лукойл»), Владимир Богданов («Сургутнефтегаз»), Владимир Гусинский («Медиа-МОСТ»), Михаил Ходорковский («РОСПРОМ-ЮКОС») и Виталий Малкин («Российский кредит»).
В этом году основатель компании «Ренова» Виктор Вексельберг (№4, $15,1 млрд) вместе с партнером Леонардом Блаватником и группой «Альфа» занимается скупкой акций Тюменской нефтяной компании (ТНК). В 2013 году Вексельберг получит $7 млрд при продаже своей доли в ТНК-BP.
На залоговых аукционах 1995 года ОНЭКСИМ-банк Владимира Потанина и банк МФК Михаила Прохорова получили 51% «Норильского никеля», 25,5% «Северо-западного речного пароходства», 51% «Сиданко» и 14,87% Новолипецкого меткомбината. Однако в кризис 1998 года партнеры с трудом выкарабкались: задолженность ОНЭКСИМ-банка достигла $1,7 млрд, вскоре у него временно отобрали лицензию.
До 1998 года Михаил Прохоров (N10 в списке Forbes, состояние $13 млрд), выпускник престижной московской школы и Финансового института, — банкир и светский лев. В кризис ему пришлось осваивать науку управления огромным сырьевым предприятием и общаться с начальниками цехов и рабочими. Председатель правления ОНЭКСИМ-банка и его компаньон Владимир Потанин часто летали в Норильск, стараясь не допустить остановки «Норильского никеля». Прохоров руководил «Норникелем» до 2007 года.
Саяногорский алюминиевый завод в Хакасии стал в 1990-х ядром финансово-промышленной группы «Сибирский алюминий» Олега Дерипаски (N16 в списке Forbes, состояние $8,5 млрд), впоследствии переименованной в «Базовый элемент». На фото: Дерипаска с губернатором Хакасии Алексеем Лебедем.
1999
В России начинается затянувшаяся на несколько лет смена эпох. Этот год запомнился вторжением в Дагестан отрядов Шамиля Басаева и Хаттаба, серией террористических актов в городах, из-за которых погибло 360 человек, и контртеррористической операцией, совпавшей по времени с началом «эры Путина». В августе Борис Ельцин назвал председателя правительства Владимира Путина своим преемником, а в канун Нового года ушел в отставку.
Елена Батурина (N98, $1,1 млрд) и ее супруг, мэр Москвы Юрий Лужков всегда утверждали, что не в курсе дел друг друга. Но в 1999 году компания Батуриной «Интеко», которая выпускала пластиковые ведра и стулья, занялась нефтехимическим производством на подконтрольном правительству Москвы НПЗ в Капотне. Строительный бизнес, сделавший Батурину единственной российской женщиной-миллиардером, впереди.
В 1990-х совладелец банков «Империал» и «Компания по проектному финансированию» Александр Мамут (N45, $2,3 млрд) обладал широкими связями в деловой элите, но был мало известным предпринимателем. В 1999 году он стал руководителем наблюдательного совета МДМ Банка Сергея Попова и Андрея Мельниченко, вошел в правление Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП), был назначен советником главы администрации президента Александра Волошина, участвовал в работе Совета по предпринимательству при правительстве Михаила Касьянова. Кстати, именно в 1999 году в США появился блог-сервис LiveJournal, который Мамут сейчас пытается вытащить из убытков.
В 1990-х Рустам Тарико (N60, $1,75 млрд) сделал вермут русским национальным напитком: без мартини, которое ввозила в Россию его компания «Руст Инк», не обходилась ни одна вечеринка. В 1999 году приобрел контроль над Агроопт-торгбанком, который через полгода был переименован в «Русский стандарт», чтобы стать одним из крупнейших игроков рынка розничного кредитования. Через несколько лет он выпустил на рынок одноименную водку, став водочным королем.
2000
Абсолютное большинство голосов в первом туре выборов президента России набрал Владимир Путин, 7 мая состоялась его инаугурация. А в августе на Россию обрушились испытания: взрыв в Москве в подземном переходе у станции метро «Пушкинская», катастрофа в Баренцевом море атомной подлодки «Курск» и пожар на Останкинской телебашне.
Совладелец «Северстали» Алексей Мордашов (N11, $12,8 млрд) в 2000 году начал строить многопрофильный промышленный холдинг. Объектами его интереса в течение нескольких лет становились активы в угольной промышленности («Кузбассуголь», «Воркутауголь»), транспорте (Санкт-Петербургский, Туапсинский и Восточный порты), автомобилестроении (Ульяновский автозавод, Заволжский моторный завод). Позже Мордашов возглавил контролирующую холдинг компанию «Северсталь-групп».
Основатель АФК «Система» Владимир Евтушенков (N23, $6,7 млрд), председатель совета директоров «Альфа-Групп» Михаил Фридман и будущий министр экономики Грузии Каха Бендукидзе вошли в бюро правления Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП). Позже Владимир Путин на съезде РСПП сказал: «…Есть и мнение, согласно которому промышленная политика в наших условиях сегодняшнего дня есть не что иное, как лоббирование через государственные структуры интересов одних бизнесов в ущерб другим».