К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Шоу Вудмена

Фото  Eric Millette для Forbes
Фото Eric Millette для Forbes
Как одержимый серфер создал самую быстрорастущую компанию по выпуску видеокамер.

Нику Вудмену 37 лет. Но вечно взъерошенные волосы и озорная полуулыбка не позволяют дать ему больше двадцати семи. А ведет он себя так, словно ему семнадцать; я понял это на высоте 9000 м над Скалистыми горами, когда Вудмен усадил меня, свою жену Джил и десяток коллег и приятелей в зафрахтованный Gulfstream III, чтобы отправиться на горнолыжные склоны Yellowstone Club в Монтане — самого престижного лыжного курорта США.

Взбодрившись энергетиком Red Bull и освежившись литром кокосового лимонада, Вудмен бродил по салону, порой прерывая разговор, чтобы издать свой фирменный вопль восхищения, который друзья сравнивают с сиреной: «Йиииииууууууууу». Вышел бортпроводник с завтраком на серебряном подносе. «Знаете, что я больше всего ценю в утренних полетах на лыжный курорт? — Вудмен задает риторический вопрос. — McDonald’s!» И он в три укуса уминает сэндвич McGriddle (сыр, толстый кусок омлета и бекон).

Он не строит из себя подростка. У него самое настоящее подростковое мироощущение, и оно позволило ему стать одним из самых молодых миллиардеров Америки. Десять лет назад Вудмен задумал сделать фотокамеру, которая пристегивается к запястью, чтобы его подвиги на доске для серфинга могли увидеть приятели. В результате родилась GoPro, самый быстрорастущий производитель устройств для создания цифровых изображений в Америке.

 

Катаетесь ли вы на горных лыжах в Колорадо или ныряете с аквалангом на Гавайях, повсюду вас будут окружать камеры GoPro, десятки таких камер. Сегодня крутые парни не снимают свои подвиги на обычную видеокамеру, они запечатлевают их с помощью GoPro, пристегивая камеру ценой от $200 до $400 на шлем, на руль велосипеда, на скейт. GoPro выдает панорамные видеозаписи кинематографического качества, превращая жизнь простых смертных в увлекательнейший блокбастер.

Двукратный олимпийский чемпион, сноубордист Шон Уайт, который прежде привязывал к руке обычную видеокамеру, стал использовать GoPro на Зимних экстремальных играх. Голливудские режиссеры устанавливают множество таких камер на съемочной площадке. На матчах Национальной футбольной лиги США камеры GoPro опробованы для записи тачдаунов. Rolling Stones использовали GoPro на сцене. Полиция и армия США начали применять камеры во время учений. Вудмен называет GoPro «камерой жизни», и в подтверждение этих слов он сам присутствовал при рождении своих сыновей с камерой на груди. В самолете по пути в Монтану сотрудники GoPro, чтобы задокументировать путешествие, разместили устройства повсюду в салоне, в том числе на головах пилотов.

 

Объем продаж GoPro удваивается ежегодно начиная с 2004 года, когда увидела свет первая камера. В 2012 году компания продала камер на $2,3 млрд и, по словам Вудмена, получила $521 млн прибыли. Только за январь этого года объем продаж составил $100 млн, а по итогам этого года продажи должны снова удвоиться по сравнению с предыдущим. В декабре GoPro стала самой продаваемой (по выручке) маркой цифровых фото- и видеоустройств в крупной сети магазинов электроники Best Buy, впервые сместив с Олимпа Sony. По данным за первое полугодие 2012 года, GoPro, которой всего 10 лет, контролировала 21,5% рынка цифровых видеокамер США, а в категории «карманных видеокамер» ей принадлежала треть рынка.

Темпы роста и доминирование в своей нише означают интерес инвесторов: китайский производитель электроники Hon Hai Precision Industry Co., более известный как Foxconn, вложил в минувшем декабре в GoPro $200 млн. При этом оценка компании из Сан-Матео составила $2,25 млрд, благодаря чему Вудмен, сохраняющий за собой, по данным источников, пакет около 45%, вошел в список миллиардеров Forbes с состоянием $1,3 млрд.

Потрясающая судьба у 37-летнего Питера Пена, возглавляющего технологическую компанию стоимостью в миллиарды долларов. Он проносится по склону в ярко-зеленом шлеме, и видно, что он блаженствует. «Йиииииууууууууу», — кричит он и снимает на GoPro каждый вираж.

 

Николас Вудмен, младший из четырех детей в семье, всегда был мечтателем. Он вырос в богатом городке Этерон в Кремниевой долине (его отец готовил приобретение Taco Bell компанией Pepsi) и был, по словам учителей, «очень самоуверенным» мальчиком, который не боялся перечить старшим. «С его лица не сходила улыбка, беззаботная или озорная, — говорит бывший бейсбольный тренер и учитель истории Вудмена Крейг Шуф. — Она могла означать либо «да, я счастлив», либо «да, я счастлив и что-то замышляю». Однажды он заработал пять долларов, поспорив с учителем биологии, что сможет пробежать милю (1,6 км) за шесть минут (пробежал за 5:40).

Спорт интересовал Вудмена сильнее, чем книги; он учился на четверки и получил невысокий балл по итогам теста по окончании школы. Он увлекся серфингом и поступил в Калифорнийский университет в Сан-Диего из-за его близости к океанскому побережью. «Я помню, что родители не очень это одобряли, — говорит он. — Но если бы я не предавался своей страсти к серфингу, я бы никогда не придумал эту видеокамеру».

Идея пришла ему в голову через несколько лет после окончания университета, когда основанный им портал онлайн-игр Funbug, не пережив краха доткомов в 2000–2001 годах, рухнул и увлек за собой $3,9 млн вложенных инвесторами средств. «До тех пор я никогда не терпел неудач, кроме как на занятиях по вычислительной технике, — рассказывает Вудмен. — Так что я подумал: «Черт! Может быть, я просто не способен на это».

Чтобы вернуть веру в свои силы, Вудмен взял доску для серфинга и отправился в одиссею по Австралии и Индонезии. Он изобрел манжету из ремня и эластичной ленты, чтобы крепить к запястью одноразовую камеру Kodak — так было легче управиться с ней, когда надвигалась волна. Его близкий друг, а ныне творческий директор GoPro Брэд Шмидт встретил Вудмена в Индонезии и стал одним из первых испытателей крепления. Он сделал вывод: Вудмену нужна более прочная камера, которая выдержит испытание морем. После пяти месяцев скитаний по пляжам для серфинга Вудмен вернулся в Калифорнию со свежими силами и новыми идеями.

Вудмен, которому тогда было 27 лет, заперся в доме, который он снимал вместе с приятелем в Мосс-Бич (штат Калифорния), неподалеку от Кремниевой долины. Он отгородился от жизни, в том числе от друзей и семьи, и заперся в спальне на берегу моря, конструируя первые прототипы устройства. Он решил, что надо продавать вместе крепление, камеру и защитный чехол. Вудмен вооружился дрелью, маминой швейной машинкой, надел на спину рюкзак, заполненный наполовину спортивным напитком Gatorade и наполовину водой (чтобы сэкономить время на 30-секундных походах на кухню), и работал по 18 часов в сутки. «У меня раздвижная дверь вела на улицу, поэтому я мог просто выходить пописать в кусты поблизости», — вспоминает миллиардер. Он дал себе четыре года на то, чтобы довести идею до ума; после этого он был готов все бросить и влиться в ряды наемной рабочей силы. «Я боялся, что у меня снова не получится, и был очень нацелен на успех». «Когда он начал этим заниматься, он говорил: «Я хочу основать компанию по продаже креплений на запястье для серфингистов», — вспоминает Шмидт, который поначалу скептически отнесся к идее. Вудмен добавляет: «Я решил: если удастся зарабатывать несколько сотен тысяч в год, я буду счастлив».

 

Одновременно с конструированием чехлов из старых гидрокостюмов и сверлением дырок в пластике Вудмен искал в интернете и на отраслевых ярмарках камеру, которую мог бы доработать и выпускать по лицензии как собственную. Он остановился на 35-миллиметровой камере китайского производства за $3,05 и выслал свои пластиковые чехлы и $5000 под честное слово малоизвестной компании под названием Hotax. Несколько месяцев спустя Вудмен получил трехмерные модели и визуализации и в сентябре 2004 года продал первый экземпляр своей камеры на выставке по активным видам спорта в Сан-Диего. Нил Дана, сосед по съемному жилью и первый сотрудник Вудмена, вспоминает, что тот был увлечен работой и постоянно думал только о будущем успехе. «Когда мы устраивали дома вечеринку, — вспоминает Дана, — он мог подняться на второй этаж и объявить: «Эй, смотри, эта штуковина сделает нас миллионерами». Вудмен ошибся лишь на три ноля.

За первый год продаж GoPro получила $350 000. Вудмен был одновременно разработчиком, главой отдела разработки, агентом по продажам и моделью, запечатленной на упаковке. Они с Дана обзванивали магазины с товарами для серфинга по всей стране, чтобы вывезти хотя бы часть партии, которая хранилась в доме отца Вудмена в Сосалито, на полки магазинов. В 2005 году Вудмен трижды появлялся в передачах магазина на диване QVC, там он встретился с основательницей Spanx, а ныне тоже миллиардером Сарой Блейкли, которая тогда создавала свою компанию. «Я удивлюсь, если она меня помнит, — говорит Вудмен. — Но я бы с радостью поздравил ее с успехом».

Вудмен старался не привлекать венчурный капитал — еще живы были воспоминания о неудачном опыте с Funbug, и он не хотел, чтобы в его работу вмешивались «люди в костюмах». Дана говорит: «Он хотел, чтобы компания как можно дольше оставалась частной. Чтобы можно было спокойно испытывать продукт и делать что угодно, не отчитываясь перед советом директоров». Вначале Вудмен вложил $30 000 собственных денег, $35 000, полученных от матери, и дважды по $100 000 — от своего отца. Компания начала приносить прибыль, и лишь тогда, в мае 2011 года, GoPro получила $88 млн от пяти инвестиционных компаний, в том числе от Riverwood Capital, во главе которой стоял бывший генеральный директор Flextronics Майкл Маркс, и от Steamboat Ventures, венчурного подразделения Disney’s; эти инвестиции позволили ему, членам его семьи и нескольким руководителям получить очень хорошие деньги за свои акции.

Поэтому теперь Вудмен может летать на Gulfstream III, в то время как раньше ему приходилось ночевать в микроавтобусе Volkswagen 1971 года выпуска и самому возить свой торговый стенд на ярмарки на арендованном грузовике, а потом сдавать выставочные материалы обратно в магазин Home Depot. Тогда он был одержим отраслевыми ярмарками, учился уговаривать топ-менеджеров и заражать их своей верой в успех в конференц-центрах от Сан-Диего до Солт-Лейк-Сити. Его большим успехом стал договор с ритейлером спортивных товаров REI. Вудмен потратил несколько месяцев, забрасывая руководителей письмами и докладами о ходе работы, и наконец спортивный гигант уступил.

 

Выручка за 2007 год выражалась небольшим семизначным числом, что заставило Вудмена усомниться в успехе. Основатель GoPro беспокоился, что «не сможет обеспечить компании дальнейший рост», и согласился было передать контрольный пакет группе сторонних инвесторов. Эта сделка, вероятно, состоялась бы, если бы не кризис 2008 года. Инвесторы хотели снизить оценку компании, а Вудмен проявил жесткость и отказался. «Компания росла, и, честно говоря, кризис даже не затронул GoPro», — говорит он. В том году выручка превысила $8 млн, и компания продолжила естественный рост. Следующим поворотным моментом стал 2010 год, когда камеры GoPro появились в сети магазинов электроники Best Buy. Идея Вудмена завоевала наконец всеобщее признание.

Через три дня после поездки в Монтану группа пиарщиков GoPro и корреспондент Forbes были в километре от побережья бухты Хаф-Мун (Калифорния) на судне, в паре сотен метров от которого лучшие в мире серфингисты покоряли знаменитый риф Mavericks, вооруженные своими досками, самомнением и, конечно, камерами GoPro.

С нашего судна вместе с пассажирами 40 собравшихся там резиновых лодок, водных велосипедов и яхт мы наблюдали за тем, как с грохотом разбиваются десятиметровые волны и брызги смешиваются с выхлопом лодочных моторов. Вудмен испытывал первые прототипы GoPro в этих опасных местах. Если оглядеться по сторонам, видно, что камеры повсюду: они болтаются во рту у серфингистов, их держат наблюдатели, они примотаны к шлемам спасателей на гидроциклах. «Надо снять на GoPro лодку GoPro», — кричит одна из зрительниц и направляет свое серое устройство на наше суденышко. Через несколько часов видео нашей лодки и серфингистов окажутся на YouTube.

 

Именно приспособленность к социальным медиа позволила GoPro из нишевого продукта превратиться в лидера продаж. Снятое ловким спортсменом видео от первого лица распространяется со скоростью вируса. Это самый простой способ получить свои три минуты славы для тех, кто совершает подвиги на выходных.

Хотя у самого Вудмена нет учетной записи на Twitter и он не активен в своем Facebook, он тратит миллионы долларов в год на то, чтобы название GoPro распространялось как хештег вместе с невероятными кадрами, снятыми при исполнении прыжка на 1080 градусов Шоном Уайтом, которого спонсирует GoPro, или Феликсом Баумгартнером, когда он устремлялся к земле из верхних слоев атмосферы (на Баумгартнере во время рекордного прыжка было пять камер GoPro). «Мы создаем один из самых привлекательных и волнующих потребительских брендов во многом благодаря контенту, который создают пользователи GoPro», — говорит Вудмен. GoPro гордится 222 млн просмотров на своем канале в YouTube и 4,7 млн лайков на Facebook.

«Забавно, что столько народу носят эти камеры, но это имеет смысл и очень полезно для бренда, — говорит серфингист Келли Слэйтер, один из многих спортсменов, которых поддерживает GoPro. — Они быстро монополизировали идею, так же как пластыри Band-Aid или ватные палочки Q-tip; такие ролики от первого лица теперь всегда называют GoPro, и все ожидают, что их сделали на камеру GoPro».

Это признают и конкуренты GoPro. Основатель компании по производству камер для спорта iON Worldwide Джованни Томаселли говорит, что Вудмен «заслуженно стал миллиардером» и что iON «подражала» GoPro в рекламе своих первых продуктов в 2012 году. Но он убежден: «Мы не считаем, что в этой категории есть место только для одного бренда».

 

Находятся и скептики, которые сомневаются в будущем этой категории устройств. По их мнению, так же как смартфоны отменили потребность в видеокамерах и похоронили проект Flip Camera, они могут со временем заменить собой и устройства вроде GoPro. Венчурный капиталист Грег Гретш из Кремниевой долины называет GoPro «мимолетной удачей». «В мире есть производители оборудования, которые движутся к созданию сверхплатформы: смартфона», — говорит он, имея в виду, что для операционных систем iPhone и Android сотни разработчиков каждый день создают новые программы.

А пока GoPro придется конкурировать с крупными игроками, которые наконец заметили ее успех. В сентябре Sony выпустила первую камеру для спорта и рассчитывает занять «прочное второе место» на этом рынке благодаря функциям, которых пока нет у GoPro, таким как оптическая стабилизация изображения и запись стереозвука. «Мы прежде всего компания по производству камер, — говорит менеджер по продукции Sony Грег Херд. — А GoPro — это в первую очередь компания по производству креплений, которая занялась камерами».

Вудмен, однако, уверен, что рынок, который он создал, вместит несколько компаний. И радостно приводит декабрьскую статистику Best Buy, согласно которой его компания обошла Sony. «Sony в первый раз побеждена — и кем? GoPro, — восклицает он. — Это просто восхитительно».

Тем не менее он достаточно умен, чтобы понимать, что GoPro надо расширять свой бизнес. Вероятно, этим объясняется недавняя сделка с Foxconn, которая принесла $200 млн. Вудмен говорит, что никто из акционеров не взял себе ни цента, таким образом, у компании есть большой стратегический запас средств. На что он будет потрачен? «Это большой секрет», — говорит Вудмен. И хотя им сейчас не нужны наличные средства, он не исключает возможности IPO. «Мы думаем об этом: не позволит ли статус публичной компании улучшить наше конкурентное положение? — говорит он. — Посмотрим».

 

Через два месяца после закрытия сделки с Foxconn Вудмен пытается повторить слово «восхитительно», но говорить в открытой кабине на высоте 600 м трудновато. Основатель GoPro рассекает воздух в биплане с открытой кабиной над виноградниками округа Сонома в Калифорнии и хлопает руками по коленям от восторга. Он легко переносит «бочку», а когда самолет замирает во время исполнения поворота на вертикали, издает свой фирменный вопль «Йиииииууууууууу», который, однако, тонет в шуме пропеллера.

Покорив океан и горные склоны, Вудмен хочет сделать GoPro устройством для запечатления «ценных моментов жизни». Он не одинок в этом желании. «Моя идея состоит в том, чтобы помочь потребителям по всему миру создать экосистему, в которой будет просто и удобно записывать, выкладывать, просматривать и создавать контент на любом устройстве где угодно, когда угодно, — объясняет генеральный директор Foxconn Терри Го, который теперь входит в совет директоров компании Вудмена. — GoPro хорошо вписывается в такую экосистему».

Это большой скачок. Но GoPro двигается по восходящей и продолжит рост, пока будут находиться новые рынки для ее камер. «Если нашим камерам удастся стать де-факто стандартом для записи видео с необычной перспективы по всему миру, у нас еще большие резервы роста», — говорит Вудмен.

Сейчас с необычной перспективы снимают восемь камер GoPro, направленных на генерального директора. Камеры запечатлели одно из его первых слов, сказанных, когда он ступил на твердую землю: «Ну что, прикольно!»

 

Только цифры

$1,3 млрд состояние Николаса Вудмена по оценке Forbes. В глобальном списке миллиарде-ров он занимает 1107-е место

$2,3 млрд объем продаж Woodman Labs в 2012 году

$200–400 цена видеокамер GoPro

100% ежегодный рост выручки Woodman Labs начиная с 2004 года (компания основана в 2002 году)

 

$2,25 млрд оценка стоимости Woodman Labs по итогам покупки доли в китайской компании Foxconn

Источник: Forbes

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+