К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Воля к деньгам


Основатель сети «Магнит» Сергей Галицкий (№17 в списке Forbes) объясняет, как создается 
и управляется розничная империя с капитализацией около $20 млрд.

В 1998 году у этого человека был один магазин. Сейчас он управляет семью тысячами магазинов. «Я все еще думаю, что это невозможно — те результаты, которые мы показали, — Сергей Галицкий стучит ладонью по столу так, что дребезжат чашки. Гендиректор «Магнита» привык подкреплять свои слова энергичными жестами. — Прошлый год для нас был фантастическим. Думаю,  мы никогда больше не сможем повторить таких результатов». В 2012 году выручка «Магнита» выросла на 34%, до 448,7 млрд рублей, EBITDA — почти на 72%, до 47,4 млрд рублей. А состояние Галицкого  увеличилось на 66%, до $8,2 млрд. Это самый впечатляющий взлет в российской части списка Forbes за последний год. При этом краснодарский предприниматель — единственный мультимиллиардер на вершине рейтинга, построивший свой бизнес с нуля, не пользуясь связями на высшем уровне и ничего не приватизируя. Неудивительно, что сырьевых и промышленных магнатов он недолюбливает — за ту самую приватизацию, поставившую, как он считает, клеймо «жуликоватости» на весь бизнес вообще. Рассуждения о том, что большие состояния не заработать честным путем, создатель «Магнита» расценивает как оскорбление.

Эффект «Магнита»

Разговаривать с Галицким о секретах успеха бизнесмена — затея бесперспективная. Он будет уверять, что никакого секрета нет. Формула бизнеса гендиректора «Магнита» укладывается в семь слов: много думать, много работать, искать точки роста. Почти как у американского магната Пола Гетти: вставать рано, работать допоздна, искать нефть. «Все очень просто, — миллиардер пожимает плечами. — Законы диалектики никто не отменял. Количество переходит в качество, кто больше работает, тот большего добивается. Кто меньше работает, добивается меньшего».

Просто, разумеется, только на словах. Галицкий начинает перечислять: 5,5 млн покупателей в день — это примерно 40 млн транзакций, 2500 платежей ежедневно поставщикам. Каждый день на склады «Магнита» прибывает порядка 2500–3000 большегрузных автомобилей, и такое же количество ежедневно уходит. Резюме: «Я думаю, что технологически наш бизнес — один из самых тяжелых. Продолжать называть нас торгашами — издевательство».

 

Перфекционизм, похоже, не чуждая Галицкому болезнь. Галицкий проходит к рабочему столу, на мгновение оборачивается в сторону окна и замечает два грузовика с логотипами «Магнита», остановившихся перед светофором: «Машины грязные. Нужно разобраться. Хотя, может, это из-за погоды…»

Неожиданно для нас Галицкий вспоминает: смотрел на днях статистику аварий на российских дорогах за январь-февраль. Если тенденция сохранится, то за год число смертельных случаев будет на 1000 меньше — это позитивно. Бизнесмен добавляет, что всегда был недоволен российскими машинами, потому что они повышают смертность. Выше смертность — хуже во всех смыслах. Почему бизнесмен должен следить за такими вещами?

 

— Я все время жду, когда рождаемость у нас превысит смертность. В прошлом году был один квартал. Это самое важное. Единицей потребления во всем мире является человек. Вообще XXI и дальше XXII век — время человеческих ресурсов. У кого человеческий ресурс, тот и правит миром.

По числу сотрудников (около 200 000) «Магнит» уже обогнал «Лукойл» — крупнейшую частную нефтяную компанию страны. Как строит отношения со своими «человеческими ресурсами» один из крупнейших ритейлеров? Галицкому принадлежит 42,1% акций «Магнита», 15 его менеджерам в совокупности 3,5%. Среди них — крупнейший акционер Владимир Гордейчук, работающий в «Магните» с момента основания. Он считается «правой рукой» Галицкого, но владеет всего 2,87% акций.

— В нашей компании 3% — уже много, — поясняет Сергей Галицкий.

 

— Это принцип — не наделять менеджеров большими пакетами?

— Нет никакой принципиальности, менеджеры должны получать согласно результатам труда. Можете платить им борзыми щенками, акциями, можете деньгами.

— А что лучше всего мотивирует людей?

— Зарплата. Конечно, все остальные вещи важны: создание коллектива, возможности роста, гордость за компанию, которую строишь. Но я считаю, что зарплата — достаточный элемент мотивации.

— Это правило действует только для рядовых сотрудников?

 

— Для всех… Внутреннее развитие — это индивидуально. Либо стремление к развитию заложено в человеке, либо он увалень и будет жить как премудрый пескарь. Если нет возможности для роста,  это проблема для активного человека. На развивающихся предприятиях таких проблем нет. Наша компания дает эту возможность. Поэтому все, кто развивается внутри компании, должны сказать спасибо самим себе.

Настоящая жизнь

Галицкий убежден, что никто никому ничего не должен и своими достижениями никому не обязан. Человек сам должен понять, на что он способен в этой жизни. «Я был абсолютно среднестатистический мальчик. Ничем не выделялся, — вспоминает предприниматель. — Я чувствовал, что минимум 30% мальчишек и девчонок умнее меня. Но они не тренировали свою голову, жили по какой-то программе зубрежки». Однажды 14-летний мальчишка из черноморского поселка Лазаревское бросил гонять мяч и взялся за шахматы. Галицкий до сих пор удивляется, как так вышло, что за два с половиной года он стал кандидатом в мастера спорта.

Игра в шахматы научила будущего бизнесмена мыслить логично и быстро. Насчет умения строить стратегии он сомневается: «В шахматах практически нет позиций, с которых можно на 20 шагов вперед просчитать». Когда в середине 1990-х Галицкий решил разойтись с партнерами по дистрибьюторской компании «Трансазия» и заняться розницей, он просто верил, что за ритейлом будущее. Дальше сработала магическая формула из семи слов.

 

На упоминание о том, что он не только попал в рейтинг богатейших бизнесменов России, а еще и уверенно движется вверх, гендиректор «Магнита» иронично улыбается: сегодня там, завтра — нет. «Я обычный человек с кучей ошибок. Мы каждый день принимаем сотню решений, из них, наверное, 49 ошибочных. Потом за эти ошибки платим, ломаем голову, как все», — уверяет он. После изучения отчета о прибылях и убытках компании это заявление кажется кокетством. Тем не менее Галицкий не доволен финансовыми показателями магазинов «Магнит Косметик» — сейчас их более 700, первый открылся в декабре 2010 года. «Мы посчитали, что процесс пошел, и это было ошибочно. Тот формат, что мы построили, не лучший формат, есть конкуренты сильнее нас и умнее нас. Но мы сейчас делаем работу над ошибками, — Галицкий расслабленно откидывается на спинку стула. — Подробностей не расскажу. Зачем мне нужно, чтобы конкуренты прочитали?»

При всем своем стремлении анализировать и просчитывать коммерсант-миллиардер любит непредсказуемость. Поэтому он равнодушен к кино и театру и обожает футбол.

— Вот чем отличается футбол от театра? — спрашивает Галицкий. — Зрелищностью?

Мы пытаемся угадать правильный ответ, но, естественно, не угадываем.

 

— Нет. В театре берешь либретто и знаешь, на какой минуте Отелло начнет душить Дездемону.

В кино к середине фильма понимаешь, кто кого убил. А в футболе до последней минуты живешь

в неопределенности, потому что нельзя предвидеть результат. Это и есть настоящая жизнь.

— В бизнесе ведь то же самое.

— Да. Только перед смертью можно сказать, победил ты в бизнесе или проиграл… Я думаю, что в бизнесе надо не бояться, каким бы «жирным» ты ни был, каждый день выходить на бой с открытым забралом и иметь шанс потерять все. Когда ты боишься терять, ты должен признать, что у тебя уже нет той воли, которая была.

Единая и неделимая

Представить себе, что Сергей Галицкий уступает кому-то управление своим бизнесом, — невозможно. «Я пробовал уходить от операционного управления, все это ерунда, — отмахивается миллиардер. — Когда прекращаешь чувствовать бизнес кончиками пальцев, ежедневно получать весь необходимый информационный поток, ты рано или поздно примешь неправильное решение».

 

Слова о «кончиках пальцев» не только образное выражение. Созданная в компании информационная система позволяет гендиректору следить за продажами всех магазинов в реальном времени.  — Почему выстроенная вами модель не может существовать без вас?

— Мне этот вопрос все время задают. Почему люди хотят какую-то универсальную систему и еще положить туда подушку?! Почему система должна без меня существовать так же, как и со мной?

— Есть такое мнение, что идеальная система управления — та, которая может работать без

ее создателя…

— Более глупого мнения я не слышал. В бизнесе люди работают против людей. Конкретные умы сталкиваются с конкретными умами. Вы хотите сказать, что, если у меня из команды уйдет пять самых сильных людей, все будет работать по-прежнему хорошо? Наверное, какое-то время будет, но дальше будет хуже, потому что человек движет компанию вперед. Поэтому почему без меня она должна работать так же, как со мной?! Этого быть не может. Иначе я абсолютный ноль.

 

Вопрос о возможном преемнике 45-летнего предпринимателя удивляет. Рассуждая, он опять стучит по столу: «В бизнесе как таковом нет вопроса о преемнике.  Меня не интересует, что будет после меня. К тому же кто мне дал право моделировать жизнь моего ребенка по моему вкусу?! Я не имею права навязывать ребенку такие вещи».

Дочь Галицкого Полина оканчивает школу, в июне выпускной. Как-то устраивать ее карьеру отец не собирается: воспитывать — это одно (человеческие ценности нужно закладывать), а моделировать жизнь — совсем другое. Но ему хотелось бы, чтобы дочь поступала на экономический факультет Кубанского университета, который окончил

он сам, а не на иняз: «Тратить всю свою жизнь на то, чтобы два раза в год, выезжая за границу, изъясниться на 10% лучше? Абсолютная глупость и отсутствие логики! Язык — просто инструмент».

Гендиректор «Магнита» — сугубый практик. Выбирать нужно то, что более рационально.

Вне политики

 

Успех бизнеса в России часто связан с близостью к политике и вертикали власти его собственника. Каждый восьмой участник рейтинга Forbes — сенатор, депутат или другой госслужащий. Галицкий держится в стороне от политики и вертикали.

— Нас должно интересовать сегодняшнее качество жизни наших людей, — Сергей Галицкий заводится и рубит воздух ладонью. — С такими природными ресурсами, с таким нормальным, вполне интеллектуально развитым народом мы заслужили лучшей жизни.

— Нет ли все-таки желания с такими идеями пойти в политику?

— Пойти в политику… Кто вам сказал, что политики — более счастливые люди, чем коммерсанты? Почему я должен идти в политику?

 

— Менять среду…

— Разве я не меняю среду тем, что создаю честные правила игры в своей компании? Потом, политики вынуждены говорить не так, как надо, а как их хотят услышать. А есть люди, которым не говорить правду не очень хочется. Может, я к их числу принадлежу…

— А на частно-государственное партнерство вы бы пошли — создавать ту же инфраструктуру для комфортной жизни?

— Зачем? У государства есть деньги и без меня. Я ему плачу налоги, живу в этом государстве, его уважаю и люблю — все, достаточно.

 

На самом деле с этой любовью он еще не разобрался. Работу Государственной думы Галицкий характеризует одним словом — «жесть». Пояснение следует незамедлительно: «У людей, которые выбраны в Думу, куча энергии, и, по-видимому, они ее реализуют, принимая невероятную кучу каких-то законов. Хватит! Уже все запутались в 18 поправках к 18 предыдущим поправкам. Нам нужен мораторий на новые законы».

Налогов в этом году «Магнит» заплатит на сумму около 30 млрд рублей. Если сравнивать, то это 0,2% запланированных на 2012 год расходов федерального бюджета или 18% расходов Краснодарского края. Владелец «Магнита» считает, что в честной уплате налогов как раз и заключается социальная ответственность бизнеса.

При всей своей южной эмоциональности Галицкий, кажется, терпим к власти больше, чем эта власть терпима к бизнесу. Он вдруг признается, что в общем и целом путинский курс, то есть действия власти за последние 12–15 лет, ему нравится. Чем? Создан Стабилизационный фонд, проводится достаточно консервативная эмиссионная политика, аккуратно расходуется бюджет.  Свои сбережения Галицкий хранит в российских банках и считает их самыми надежными в мире: «С ними точно ничего не случится. А если что случится, у нас есть государство, которое сделает все, чтобы с ними ничего не случилось. Где еще вы надежнее банки видели?»

Что касается демократических институтов, то, по мнению предпринимателя, от государства не нужно требовать больше, чем оно может дать на каждом конкретном этапе своего развития. «Мы опять хотим пятилетку в четыре года! — начинает он препарировать тему. — У нас есть сейчас оппозиция? Есть. Она давит на власть? Давит. Давление оказывается — значит, система жизнеспособна. Да, у этой власти точно есть куча минусов. Но так же точно, что есть оппозиция, которая эту власть кусает».

 

Насколько миллиардер сам приблизился к власти? Год назад он вступил в Российский союз промышленников и предпринимателей. Как член бюро правления РСПП, участвует в съездах союза и встречах с премьер-министром. В июне прошлого же года Галицкий выступил на съезде оргкомитета движения «За веру, Кубань и Отечество», созданного сенатором Николаем Кондратенко, — заявил, что люди должны сами брать ответственность за свой край и он будет помогать движению. Пожалуй, общественно-политическая активность владельца «Магнита» этим и ограничивается.

Полевые испытания

— Частным собственником почему хорошо быть: ни у кого ничего не проси и сам на себя надейся, — рассуждает он. — И вот что можешь, то делай. Зато ты в кофморте. Тебе не надо ни к кому ходить, ничего просить. Как бы вам сказать… Это невероятные ощущения удовольствия от жизни, когда ты зависишь только от себя.

Галицкий признает лишь тот бизнес, в котором есть возможность разориться. «Игра без проигрыша — странная игра», — говорит он. Есть ли в его бизнесе возможность разориться? «Постоянно. В бизнесе, где чистая прибыль 3–4%, достаточно просто получить убытки». Владелец «Магнита» — один из немногих мультимиллиардеров, бизнес которых не диверсифицирован. Единственный непрофильный проект — тепличный комплекс в Динском районе Кубани (проектная стоимость около 12 млрд рублей) — ориентирован на нужды «Магнита» и по завершении строительства должен не менее чем наполовину закрыть потребности сети в овощах.

Почему классическим ритейлом все и ограничено?  Галицкий объясняет, что объять необъятное нельзя и в существующем бизнесе есть над чем работать и что улучшать. Пока он не видит нужды заниматься чем-то другим.

 

Можно ли в России сейчас создать успешный бизнес с нуля? Всегда можно, полагает Галицкий, но количество доступных секторов все время сокращается. В ритейл — не только продуктовый — теперь уже сложно прийти. По его мнению, за последующие 10 лет какие-то прорывы могут появиться в сфере биотехнологий и, как это ни банально звучит, интернета.

А вот в развитие продуктовой интернет-торговли бизнесмен не верит, потому что себестоимость транспортных услуг на разовую покупку крайне высока. «Продукты питания должны ничего не весить в бюджете человека, иначе он должен зарабатывать как лондонский банкир, чтобы ему была безразлична стоимость доставки. А пока при снижении цены банана на два рубля мы продаем их на 100 т [в день] больше, интернет-торговля будет оставаться уделом исключительно богатых».

Достижения и удовольствия

В гендиректорском кабинете напротив кресла Галицкого висят два фотоплаката — команда футбольного клуба «Краснодар». Это второе детище основателя «Магнита».

 

Клуб он создал пять лет назад. Отыграв год во втором дивизионе и два года — в первом, в декабре 2010-го «Краснодар» подошел к порогу российской Премьер-лиги. По очкам клуб, занимавший пятое место в первом дивизионе, в лигу не проходил. Но его ближайшие конкуренты  столкнулись с финансовыми проблемами, а у «Краснодара» имелся бюджет на развитие. И клуб Галицкого оказался в Премьер-лиге.

В клубе нет легионеров и мировых футбольных пенсионеров, что не мешает «Краснодару» подниматься вверх в турнирной таблице (8-я строчка по итогам 22 игр) и входить в пятерку лучших по количеству забитых мячей. Галицкий предпочитает вкладывать деньги в выращивание звезд. В созданной при клубе футбольной академии и ее филиалах занимаются около 3000 мальчишек. Его мечта: чтобы в основном составе его клуба играли выпускники академии. Пока эта мечта ему ежегодно обходится в $3 млн.

На вопросы о своей спортивной инвестиции Галицкий отвечать наотрез отказался. «Давайте только не о футболе и не о школе! — взмолился он. — Мне надоели все эти вопросы. Скоро сам начну плакать, какой я хороший, у меня детки в футбол играют, а не по подворотням слоняются». Переводим разговор о футболе в плоскость бизнеса: можно ли в России зарабатывать на футболе? Владелец «Краснодара» убежден, что нет. «Когда билет стоит $1,5, о чем вы?» — удивляется он. Снова спрашивать, зачем ему клуб, уже неудобно. И так понятно, что в «Магните» он зарабатывает деньги, а тут — занятие для души. Впрочем…

— Деньги для вас же не самоцель?

 

— Почему? Это самоцель.

— То есть вы получаете удовольствие просто от того, что зарабатываете деньги?

— Да! Это остальные могут говорить, что для них [деньги] не самоцель. А для меня самоцель.

— Какая у вас была самая большая ошибка в жизни?

 

— В жизни? Хотелось бы, чтобы она у меня уже была… Хотя, если бы я совершил какую-то большую ошибку, я перед вами бы здесь не сидел. Это раз. Второе: я жизнь рассматриваю как полученные достижения и удовольствия, и на этом пути — да, есть какие-то проблемы…

— У вас в шкафу целая полка занята философской литературой. Вы сами книги подбирали?

— Побойтесь бога, это секретари: что поставили,

то поставили.

— То есть вы философов не читаете?

 

— Нет, — смеется Галицкий.

— Но вы, похоже, философ по жизни…

— Да нет, я по жизни коммерсант.

Место для миллиардера

 

Галицкий — единственный из первой двадцатки Forbes, кто предпочитает Лондону, Монако и даже Москве Краснодар. У одного из самых богатых в России людей нет недвижимости за границей. Например, замка на берегу озера Гарда (он любит отдыхать в Италии — там тепло, сервис и историко-культурная программа на высоте). И приобретать ее там он не собирается, потому что живет в России. «Собственность — это ответственность, очень тяжелая ответственность. Зачем мне замок [в Италии]? Чтобы сказать: у меня есть замок?! У меня нет комплекса неполноценности».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+