В конце одной из встреч с корреспондентами Forbes весной 2012 года Алишер Усманов, поднявшийся тогда на первую строчку в рейтинге богатейших бизнесменов России, неожиданно заявил, что в бизнесе отводит себе еще пять лет, не больше. «До возраста пророка еще надо думать, но вот после уже корыстным делом заниматься не хочется. Поэтому я в 63 закончу свою историю наживы», — объяснял Усманов.
Такой поворот нам тогда показался нелогичным: как человек, который с кажущейся легкостью проворачивает сделки на миллиарды долларов — только продажа акций сети Facebook на IPO принесла ему почти $1,5 млрд чистой прибыли, — может так просто взять и отказаться от того, в чем преуспел больше всех в стране? Но Усманов настаивал: это решенный вопрос. «Точно буду заниматься филантропией. Если доживу, конечно, дай бог». Уже сейчас он тратит на благотворительность суммы, равных которым нам не удалось найти у российских бизнесменов.
В 2012 году Алишер Усманов, по данным его представителей, потратит на благотворительные проекты $150,8 млн (в 2011-м — $146,2 млн, в 2010-м —$126,8 млн). Эти деньги идут по двум основным направлениям: программная деятельность через фонды и компании бизнесмена и личная благотворительность. Например, в расходах этого года $32,8 млн — траты учрежденного Усмановым фонда «Искусство, наука и спорт», поддерживающего проекты в соответствующих сферах, а также оказывающего помощь тяжелобольным детям и сиротам. В числе проектов — празднование 100-летнего юбилея ГМИИ им. Пушкина, финансирование премии им. Шостаковича, учрежденной фондом Юрия Башмета, помощь ансамблю народного танца им. Игоря Моисеева. Еще $4,9 млн — траты фонда «За будущее фехтования» (Усманов сам в прошлом фехтовальщик и действующий президент Международной федерации фехтования). Еще $56,6 млн — благотворительные программы холдинга «Металлоинвест», в котором Усманов является контролирующим акционером.
Оставшиеся $56,5 млн — это личная благотворительность Усманова, которая бывает самой разной: от адресной помощи в ответ на обычные для любого крупного бизнесмена просьбы о помощи до пожертвований, связанных с обстоятельствами его личной жизни. Пережив несколько лет назад отслоение сетчатки глаза, Усманов на свои деньги построил две офтальмологические клиники, в Мюнхене и в Москве, а чуть раньше — большой медицинский комплекс на родине, в Ташкенте. К числу личных инициатив относится и выкуп в 2007 году у актера Олега Видова и его жены прав на показ 547 классических мультфильмов студии «Союзмультфильм» (переданы ВГТРК) или коллекции предметов искусства Ростроповича — Вишневской, выставленной на Sotheby’s (передана в Константиновский дворец в Санкт-Петербурге).
Две последние инициативы многие расценили скорее как пиар. В стране, где большинство составляют бедные, состояния миллиардов выглядят неправдоподобно огромными. Для того чтобы переломить такое отношение, вероятно, понадобятся годы целенаправленной работы. Но для Усманова общественное мнение не является определяющим фактором. «Самое главное в твоей благотворительности — это твоя чистая совесть. Потому что даже перед ожидающей нас всех вечностью это все равно правильно».
Номинанты на звание «Филантроп»
Юрий Мильнер
совладелец Mail.ru Group и DST Global
В 2012 году основал премию по физике, с денежным эквивалентом $3 млн — почти втрое больше Нобелевской.
Павел Дуров
генеральный директор «ВКонтакте»
Объявил, что пожертвовал $1 млн интернет-энциклопедии «Википедия».
Николай Цветков
владелец банка «Уралсиб»
Бюджет фонда «Виктория» на 2012 год — 350 млн рублей. Реализует благотворительные программы в области защиты детства.