Непредсказуемость результата — фирменный знак русских, играют ли они в футбол или запускают ракету. «У нас хороших врачей не меньше, чем в Европе. Но ты никогда не знаешь, повезет ли тебе попасть к одному из них и не схалтурят ли «смежники», от анестезиолога до сиделки. Может, все и получится, но просто нет уверенности — по-этому-то люди и едут лечиться за границу», — объяснила национальные проблемы российской медицины главврач одной из больниц.
Медицина — та сфера, где меньше всего хочется полагаться на везение. Из этого страноведческого наблюдения вытекает финансовое. Можно риск-нуть и вложить пару миллиардов в российские ресурсы — нефть, она и в России нефть. Но в медицинское предприятие из сферы услуг в загадочной диковатой стране разумный игрок не отважится инвестировать никогда. Именно это убеждение разрушил в прошедшем году акушер-гинеколог и бизнесмен Марк Курцер.
Осенью 2012 года созданная Курцером компания «Мать и дитя», состоящая из десятка клиник и тогда одного, а теперь уже двух роддомов, провела IPO в Лондоне. Инвесторы оценили ее в $900 млн и купили примерно треть акций. Курцер задолго до IPO знал, как потратит деньги, — сейчас он начинает строительство большого роддома в Уфе. Вот так всего одна не очень-то и большая компания вложила в российское здравоохранение $300 млн. Это, кстати, 3% от всех денег, которые, если верить Владимиру Путину, за последний год пустило на «модернизацию здравоохранения в регионах» правительство. Причем есть подозрение, что с учетом эффективности результат будет куда больше этих трех процентов.
Однако суть не в цифрах. За последние 10 лет на IPO вышло около десятка компаний в медицинской отрасли — в основном продавцы и производители лекарств, а также исследователи. Но до Курцера ни одна клиника или сеть, у которой главный капитал не заводы и склады, а умелые и правильно организованные люди, не предлагала себя на открытом рынке. Коллеги Курцера с вполне прагматичным интересом следили за его действиями: если инвесторы поверят в «Мать и дитя», смогут поверить и в них.
Когда наша государственная медицина стала разваливаться, частники первым делом пришли в доступные сферы. Стали плодиться стоматологические кабинеты: сначала съемная квартира, пара кресел, на стене плакат «Здоровые зубы — в ваших руках!», затем уже целые сети под единым брендом. Следом потянулись частные диагностические лаборатории, офтальмологи, сети поликлиник. Казалось бы, тем, кто пришел раньше, и начинать охоту за иностранными деньгами. Ведь акушерство и гинекология — одна из самых, наверное, неудобных для этого сфер: государство контролирует почти 100% рынка, порог входа высок и обременен невообразимым количеством лицензий и правил.
Марк Курцер построил свой бизнес-успех в буквальном смысле собственными руками. Сначала стал известным врачом-акушером. Стал главврачом самого большого в Москве роддома, главным акушером-гинекологом столицы, которого знают все и которому обязаны многие. Не прекращая оперировать, обучать, он взял кредит, арендовал землю, построил собственный роддом и создал вокруг него сеть «Мать и дитя». А операции он делал даже во время road show, в промежутках между встречами
с инвестбанкирами. Такой врач дорогого стоит.
И теперь мы все знаем сколько.
Номинанты на звание «Пионер»
Михаил Прохоров
президент группы «Онэксим»
Российский миллиардер впервые в истории баллотировался на пост президента, набрав на выборах 4 марта 2012 года почти 8% голосов.
Аркадий Волож
генеральный директор «Яндекса»
В 2012 году поисковый сервис «Яндекс» разработал и запустил собственный браузер.
Михаил Абызов
владелец холдинга Ru-Сom
Впервые за последние 10 лет участник «Золотой сотни» Forbes стал членом кабинета министров.