К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Охотники за примитивным


Мода на tribal art взвинчивает аукционные цены на этот небольшой, но очень перспективный сегмент арт-рынка.

Экзотическое искусство племен Африки, Юго-Восточной Азии и Океании пользуется стабильным спросом со стороны западных коллекционеров давно — как минимум со времен европейской колонизации этих территорий. Но буквально до последнего времени tribal art, «племенное», «примитивное» или «этнографическое» искусство, интересовало довольно узкий круг коллекционеров, занимая скромные позиции в объемах продаж ведущих аукционов и даже не приближаясь к уровню цен европейского искусства. До сих пор вещи музейного уровня можно купить за тысячи долларов. Тем не менее на этом рынке уже есть рекорды продаж с семью нулями. Еще одна приятная новость: примитивное искусство продолжает расти даже в годы финансового кризиса. Теперь коллекционеры инвестируют в культовые фигурки гвинейского племени уимар, музеи и галереи соперничают друг с другом из-за ритуальной маски колумбийской культуры тумако, декораторы украшают респектабельные интерьеры женскими статуями народа сенуфо из Кот-д’Ивуара.

Что покупают и сколько стоит

Прежде достаточно маргинальное, теперь примитивное искусство привлекает покупателей. На январской ярмарке BRAFA в Брюсселе — одном из традиционных мест продаж tribal art — каменный двухметровый идол из святилища племени экой из Южной Нигерии был куплен за €265 000. Этот культовый монолит, которому не менее тысячи лет (подобный ему хранится в Лувре), выставлялся в престижной галерее Didier Claes.

Аукционный дом Sotheby’s, внесший серьезный вклад в раскрутку искусства Африки и Океании на международном рынке, может похвастаться почти двукратным ростом продаж в «примитивном» секторе. Одно лишь парижское отделение аукциона в 2011 году продало tribal art на €24,5 млн (в 2006 году эта сумма составляла €13,7 млн). В декабре 2010 года был установлен фантастический рекорд, поднявший цены для этого вида искусства на новый уровень: конголезская кариатида племени луба, приписываемая «мастеру Buli», была продана за €5 440 750. Этот рекорд можно было бы считать случайным, но уже в мае 2012 года на торгах в Нью-Йорке маска из Конго высотой 35 см ушла с молотка за $2 546 500, а малийская зигзагообразная стела, или гребень для танцев Бомана, высотой 67,5 см была продана за $2 658 500 (при первоначальном эстимейте $400 000–600 000). В июне на парижском аукционе Sotheby’s фигура Фанг из Габона успешно продалась за €1,632,750. Словом, охота становится все более массовой и подстегивает цены.

 

Кто платит

Примитивное искусство лучше всего известно в странах, владевших большими заморскими колониями. Исторически наибольшее число галерей, специализирующихся на этой теме, находится в Париже, который отчасти делит сферы влияния в этом сегменте с Брюсселем и Нью-Йорком. В списке известнейших коллекционеров tribal art — основательница парфюмерной марки Хелена Рубинштейн (ее коллекция в 1966 году была продана за $473 000) и владелица L’Oreal Лилиан Бетанкур. Но самым отчаянным игроком на этом поле стал Жак Ширак. Бывший президент Франции, питавший слабость к примитивным искусствам, укрепил лидирующее положение Парижа, открыв в 2006 году на набережной Бранли музей, посвященный этому разделу мировой культуры. Специалисты уверены: открытие Бранли во многом способствовало тому, что искусство, ранее доступное лишь узкому кругу ценителей, наконец вышло из тени. Ко дню открытия музея аукционный дом Drouot устроил ставшие ажиотажными торги предметами из коллекции Клода Верите. Аукцион собрал рекордные за всю историю подобных продаж €44 млн, а одна только маска африканского племени нгил была продана за €5,9 млн.

Сегодня интерес к примитивному искусству равномерно распределен в Европе — в основном это Бельгия, Швейцария, Германия, Франция, однако крупные коллекционеры есть в США, Латинской Америке и на Ближнем Востоке. Русских коллекционеров почти нет, говорят участники рынка. «Русские, китайцы и индусы больше интересуются собственной историей, но это не означает, что в ближайшем будущем они не увлекутся африканским искусством. Времена-то меняются!» — выражает надежду Патрик Местдаг, владелец брюссельской галереи Patrick & Ondine Mestdagh.

 

Почему платят

Традиционно искусство Африки и Океании привлекало людей увлеченных, чьи покупки вполне осмысленны, говорит Алекси Маггьяр, специалист отдела искусства Африки и Океании в Sotheby’s (Франция). Но в последнее время ряды истовых коллекционеров пополнили поклонники современного искусства, стоимость которого сильно поколебал кризис. Мода несколько сместилась из одного сегмента в другой, за ней потянулись и деньги приверженцев модных трендов. Известные галереи и даже крупные музеи охотно подыграли раскрутке нового сектора. Что говорить, если даже Метрополитен-музей и Лувр за последние годы провели несколько крупных выставок tribal art.

Результат? Цены на шедевры «примитивного» искусства, отличавшиеся от стоимости искусства европейского или американского в десятки раз, сегодня сильно сократили отставание. И останавливаться они, похоже, не собираются. Хотя покупателям по-прежнему сложно предугадать, будет ли отдельно взятая маска или статуя расти в цене. Поэтому tribal art не может спорить с инвестициями в золото или недвижимость. «Лучше сразу обращаться к шедеврам, сочетающим редкость и качество», — советует Маггьяр.

Риск и фальсификации

Примитивное искусство несет в себе специфические риски: как правило, произведения не имеют подписей, а имена авторов никому не известны. Благодатная почва для фальсификаций: сколь проворно поднимаются цены в этом сегменте рынка, столь же стремительно растет уровень «мастерства» фальсификаторов. Подделываются не конкретные вещи, а определенный стиль или период. Считается, что африканская скульптура наиболее сложна для определения подлинности, поскольку трудно точно назвать даже время создания произведений.

 

У экспертов есть методы, дающие хороший результат: например, рассматривается состояние древесины, патины, использовавшихся инструментов. К примеру, европейский подельщик часто работает стальным резцом, тогда как африканский автор использует тесло из кованого железа, и наметанный глаз легко обнаружит разницу даже по засечкам. Фальсификатор не способен воспроизвести на маске подлинную эрозию древесины, следы от червей и термитов. Рецепт искусственного патинирования известен: дерево обжигается, натирается несколькими слоями масла и многократно полируется воском. Тем не менее, введя иглу в древесину и проанализировав ее состояние, можно определить подделку. Кстати, подделки из дерева, камня или слоновой кости определить гораздо легче, чем, скажем, из бронзы или золота.

Примитивная история

Изначально интерес европейцев к таинственному Африканскому континенту объяснялся не столько тягой к экзотике, сколько меркантильными интересами. Торговые связи, рожденные спросом на слоновую кость и рабов еще в римскую эпоху, в массовом сознании превращали Африку в землю, полную несметных богатств. Согласно письменным свидетельствам, в 1580 году Карл Смелый, герцог Бургундский, приобрел фигурку африканского идола у одного португальского купца. Португальцы, заядлые путешественники, в конце XV века достигнув конголезских берегов, принялись осваивать эти земли, посылая домой вырезанные из слоновой кости и черного дерева местные диковины, ритуальные маски или фетиши для вызова дождя или усмирения злого духа. Немало в этом промысле преуспели и католические священники-миссионеры, переправлявшие в Европу произведения сакрального творчества африканских племен товарными партиями. Не случайно музеи Ватикана ныне обладают самой старой и отличающейся разнообразием коллекцией колониального искусства.

Однако истинный бум на так называемое tribal art (термин, по этическим соображениям заменивший собой ранее бытовавшее понятие «негритянское искусство») приходится на вторую половину XIX столетия, время научных экспедиций и открытий. В 1886 году берлинский Музей этнографии пополнился немалым количеством африканских памятников, привезенных из экспедиций. Четырьмя годами ранее в парижском дворце Трокадеро открылся Этнографический музей, который, слившись с Музеем искусства Африки и Океании, заложил основу будущего Музея первичных искусств. Коллекции колониального искусства Британского музея в Лондоне переполнились настолько, что позже пришлось открывать Музей человечества.

На рубеже XIX–XX веков примитивное искусство в умах европейцев совершило очередной вираж, на сей раз очаровав изысканных интеллектуалов и живописцев, ставших его страстными собирателями и пропагандистами. Ниспровергатели основ, такие художники, как Брак, Вламинк, Дерен и Матисс, черпали вдохновение в грубоватых формах конголезских фигурок, ритуальных масок с Берега Слоновой Кости и Бенина (не говоря уже о Гогене, променявшем цивилизованный мир на далекие острова). Матисс еще и приобщил к этому интересу своего русского «патрона» Сергея Щукина. Промышленник и коллекционер отправился в Египет, приобрел в Каирском музее произведения африканской скульптуры и привез их в свой московский дом, уже украшенный «варварскими», по мнению современников, панно Матисса «Танец» и «Музыка».

Маршан Поль Гийом одним из первых открыл в Париже галерею, где помимо творений Пикассо и Сезанна приторговывал негритянскими фетишами, сперва скупив их у бывших военных или колониальных чиновников. В 1919 году дилер организовал первую выставку искусства Африки и Океании. Африканская скульптура вдохновила Пикассо на создание полотна «Авиньонские девицы», в свое время выставленного в галерее Поля Пуаре на Фобур-Сент-Оноре и наделавшего немало шума. Кубизм и фовизм, конечно же, в немалой степени есть порождение этой эстетической мании. Такого рода архаика уводила от классических ценностей и помогала выбраться из европейского тупика и застоя. Сам же Пикассо был уверен, что темнокожие использовали эти фигуры с единственной целью — «чтобы вновь не попасть под влияние духов, чтобы стать независимыми». «Придав духам форму, мы обретаем самостоятельность», — утверждал художник.

 

Полезная информация

Ярмарки

San Francisco Tribal and Textile Art Show: www.caskeylees.com/SF_Tribal/SF_Tribal.html

BRUNEAF Брюссель (Ежегодная ярмарка Tribal art ): www.bruneaf.com

BRAFA Брюссель: www.brafa.be

 

Parcours des mondes, Париж: www.parcours-paris.eu

Biennale des Antiquaires, Париж: www.sna-france.com

TEFAF Маастрихт: www.tefaf.com

Галереи

 

Галерея Ondine and Patrick Mestdagh в Брюсселе: www.patrickmestdagh.be,

Галерея Didier Claes: www.didierclaes.com

Bernard Dulon: www.expertiseartafricain.com

Галерея Dartevelle в Брюсселе: www.dartevelle.be

 

www.sergeschoffel.com

Галерея Jacques Germain, Монреаль, Канада: www.jacquesgermain.com

Музеи

Музей Бранли в Париже: www.quaibranly.fr

 

Музей Barbier-Mueller, Женева: www.barbier-mueller.ch

National Museum of African Art, Вашингтон: www.africa.si.edu

Сайты

www.tribalartmagazine.com,

 

www.tribalart.ru,

www.tribalindex.com,

www.tribal-explorer.com,

www.tribalartforum.org

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+