Склад, архив, гигантская парковка для велосипедов и, наконец, книжный магазин — вот перечень «профессий», которые пришлось освоить за последние два века готической доминиканской церкви в Маастрихте (Нидерланды), построенной 700 лет назад. Сейчас все смотрится красиво: в ассортименте магазина более 25 000 книг, архитекторы увеличили полезные площади, соорудив многоэтажную эстакаду с книгами, доходящую почти до сводчатого потолка, при этом капитальной реконструкции старинного собора удалось избежать. Книги больше к лицу церкви, чем велосипеды.
Прочно сложенные здания на сто и более лет переживают свое предназначение. В век постиндустриальный практически во всех крупных городах Европы и Америки архитекторы ломают голову над тем, что делать с обширными кварталами бывших фабрик и заводов, которые оказались в центральных районах и как таковые никому уже не нужны. Корпуса переделанных в офисные центры или лофты промышленных предприятий можно встретить и в Москве; «Красная Роза», бывшая фабрика в Хамовниках, — лучший тому пример. Перестройка промышленных зон — одно из популярных направлений архитектурной мысли.
Жизнь ускорилась, и сейчас людям часто приходится исправлять градостроительные ошибки и перекраивать здания, построенные 100, 50 и даже всего 30 лет назад. Гигантский торговый или бизнес-центр, отель или банк, который, как казалось, должен привлекать толпы людей и приносить деньги своему владельцу, оказался просто никому не нужной бетонной коробкой. Что с ним делать? Вот несколько примеров того, что называется adaptive reuse, но относится не к историческим, а к относительно современным зданиям.
Дом-солодовня
Мельбурн, Австралия
Сейчас пригород Ричмонд находится всего в нескольких километрах от центрального делового района второго по величине города Австралии, а еще 80 лет назад там строили терминалы для хранения зерна. Величественные бетонные конструкции к концу века оказались не нужны, и их владелец сумел договориться с местными властями, чтобы переделать силосы в жилье.
У проекта было важное преимущество: в округе запрещено строить новые здания выше двух этажей, а эти постройки возвышались на добрых семь этажей, что позволяло продать больше квартир. Мельбурнский архитектор Нонда Катсалидис спроектировал по одной квартире с тремя круглыми спальнями и круглой ванной комнатой (по числу башен элеватора) на каждом этаже. К существующим помещениям пристроили просторные треугольные террасы с балконами, так что расположенное в глубине квартала сооружение смотрит в сторону Абингер-стрит семью острыми клювами или носовыми частями корабельных палуб.
Расставлять прямоугольную мебель в круглых комнатах не вполне удобно, рассказывал австралийским журналистам обитатель одной из квартир в Ричмонд-Силос, однако многим нравится оригинальная концепция и панорамный вид на окрестности. «Извините, но пары, студентов и владельцев животных просим не беспокоиться», — гласит объявление о сдаче в аренду одной из круглых спален, квартиру предполагается делить на троих трем холостякам. Удовольствие пожить в бывшем зерновом элеваторе стоит около $300 в месяц.
Церковь на месте Walmart
Пинеллас-Парк, Флорида, США
Сайт Deadmalls.com, созданный двумя друзьями Питером Блэкбердом и Брайоном Флоренсом в 2000 году, сейчас содержит больше трех сотен историй мертвых или умирающих американских моллов. В одном только штате Техас их 22. Формат огромного загородного торгового комплекса, куда вся семья приезжает по выходным за покупками, почти 50 лет был определяющим в развитии американского ритейла. Если в 1990-е годы открывалось по 140 моллов в год, то в 2007 году, по данным журнала Newsweek, не было открыто ни одного нового.
«Сдано в аренду около 20% помещений, преимущественно вокруг фудкорта», «наш молл был закрыт в декабре 2008-го, и, насколько я понимаю, здание скоро будет снесено» — такие сообщения из Техаса, Канзаса, Огайо, Нью-Йорка и других штатов приводит добросовестный Deadmalls.com. Это могло бы послужить поводом к размышлению для девелоперов вроде IKEA, «Ташира», группы «Регионы» и других, которые активно строят биг-боксы вокруг российских миллионников и более мелких городов.
Художница Юлия Кристенсен объехала США в поисках закрывшихся и переделанных моллов. В ее коллекции есть торговый центр, переделанный под площадку для гонок на небольших машинах, и несколько музеев. Одна из любимых ее историй — переоборудование бывшего здания универмага Walmart в штате Флорида под храм одной из ветвей церкви евангелистов Calvary Chapel. Прихожане выкупили у Walmart здание площадью 11 000 кв. м и надстроили второй этаж. Они предполагали, что сам факт переоборудования молла в церковь будет особенно привлекать верующих. Парковка торгового центра придется кстати по большим праздникам, когда съезжается много людей, а не использованный ранее задний двор переделали в площадку для свадеб и других мероприятий. Посетители храма пишут, что после тщательной реконструкции о Walmart там больше ничего не напоминает.
Жилой стадион
Индианаполис, Индиана, США
Стадион Bush Stadium в центре Индианаполиса, основанный в 1931 году, несколько раз за 80 лет менял имя, но до 1996 года был домашней площадкой местной бейсбольной команды «Индианаполис Индианс». Сначала арена называлась «Стадион Перри» в честь владельца клуба, построившего его. В 1942-м из патриотических соображений была переименована в «Поле Победы», а в 1960-е, после того как бедствующую команду и стадион выкупил муниципалитет, его назвали в честь лучшего игрока и президента клуба Дони Буша. Однако в 1996 году команда сделала своей базой новое, только что открытое поле, и Bush Stadium опустел, хоть ему не было еще и 70 лет.
Сначала муниципалитет сдал площадку в аренду под автомобильные гонки, но дело не пошло. Затем территория использовалась как место хранения продающихся машин. Однако городские власти решили не допустить превращения в пустырь площадки практически в самом центре города на берегу реки, возле парка. В марте 2012 года начались строительные работы — стадион превратится в многофункциональный комплекс с жильем и общественными пространствами.
Основное здание стадиона площадью 14 000 кв. м с трибунами планируется переделать под лофты, при этом фасад и внешний облик стадиона будет сохранен. Девелопер Core Development разберет сиденья, но оставит нетронутыми стальные структуры и световые вышки стадиона. Всего в рамках проекта планируется создать 260 апартаментов — 130 внутри стадиона и 130 во вновь построенных зданиях вокруг, в плане освоения участка есть и торговые, и офисные площади. Планируемый объем инвестиций — $22 млн.