Инвестору нужно мгновенно реагировать на рыночные изменения
В совре-менном виде финансовые рынки развитых стран существуют около 50 лет — с тех пор как выросла скорость проведения операций благодаря компьютерам и увеличился объем сделок за счет глобализации движения капиталов. Поэтому и сравнивать доходность рынков акций и облигаций лучше на длительных временных промежутках.
С 1981-го по 2011 год долгосрочные облигации Казначейства США росли в цене в среднем на 11,5% в год (ставка ФРС по 10-летним обязательствам колебалась между 2% и 14% годовых). Индекс S&P 500 рос за это время в среднем на 10,8% в год. Интересно, что и в более короткие периоды, когда акции быстро восстанавливались после кризисов, инвестиции в казначейские облигации могли быть доходнее. Например, когда ФРС наполняла рынок деньгами и снижала ставки: с начала 2010 года акции, неоднократно падавшие после бурного роста 2009-го, показали результат хуже, чем 30-летние облигации США.
За период, сравнимый с продолжительностью активной деятельности среднего инвестора, доходность акций выше доходности облигаций. Так, один доллар, инвестированный в 1959 году в долгосрочные американские облигации (входящие в Barclays Capital US Aggregate Bond Index), принес к началу 2009-го в среднем 6,48% годовых. За тот же период S&P 500 показал среднегодовой рост 9,18% (даже с учетом обвала рынков в 2008 году).
Казалось бы, инвесторы должны покупать акции на длительный срок, а для краткосрочных и среднесрочных вложений лучше использовать облигации. Однако большинство инвесторов поступает наоборот — инвестирует в облигации долгосрочные сбережения, а в акции пытается играть, нередко покупая их на месяцы и слишком рано продавая с потерями. Чем это объяснить: индивидуальной склонностью к риску или тезисом, что рынками правит страх и жадность?
В целом инвесторы рациональны и понимают, что не только в долгосрочной перспективе, но и на отрезках до 10 лет акции лучше защищают от инфляции, чем бонды. Казначейские облигации выпускает государство, а оно не склонно платить процент выше инфляции или допускать чрезмерный рост цен на свои обязательства (это снижает спрос). Это влияет на облигации частных компаний, и инвестор вынужден платить за надежность крупным корпорациям. Когда доходность бондов ниже уровня инфляции, ясно, что государство — главный манипулятор на этом рынке, чего не скажешь о рынке акций.
Доходность инвестиций в акции 100 крупнейших компаний США на длительных отрезках времени превысит доходность индекса S&P 500 (в том числе и потому, что среди крупных корпораций меньше банкротств). Поэтому обыграть инфляцию можно, инвестируя именно в акции.
С другой стороны, казначейские бонды и другие качественные облигации сегодня низкодоходны и дороги. Фактически мы сейчас видим в США и других странах самый переоцененный рынок облигаций за последние 30 лет. Поэтому, как только в США прибыль корпораций начнет расти, вкладываться в приносящие 2–3% годовых гособлигации инвесторы не станут.
Есть ли альтернативы? Золото — всегда лучший инструмент защиты капитала. С одной стороны, золото росло и перед мировым финансовым кризисом 2008–2009 годов, и после, повысив доверие к себе как к последнему безопасному убежищу. С другой стороны, как только инвесторы рискнут активнее давать взаймы бизнесу, а государство начнет повышать ставки, золото станет менее востребованным. Исторически золото, как и любой актив, не растет, если на рынке есть лучшие возможности. Показав в 2001–2011 годах рост 333%, золото должно притормозить в среднесрочной перспективе.
Вывод? Решая для себя вопрос, на какие рынки сегодня идти, инвестор должен быстро реагировать на изменения и менять позиции несколько раз в год. При этом множество инвесторов (включая государственные инвестиционные фонды сырьевых стран) хотят заработать на будущем усилении доллара и росте рынка акций. До конца года рынок переживет падение цен качественных бондов и рост купонов, затем — ослабление золота. Выбирать акции для инвестиций на три-пять лет нужно уже сегодня. И пока это лучше делать на американском рынке — российский еще недостаточно дешев для нового бурного и продолжительного роста.