К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Очарование прошлого

Очарование прошлого
Сомневаетесь в способности Apple создавать уникальные продукты без Стива Джобса? Покупайте акции производителей компонентов для ее гаджетов.

Билл Гейтс, вспоминая свою последнюю встречу со Стивом Джобсом в 2011 году, выразил сомнение, что модель бизнеса Apple, построенная на доведенной до совершенства интеграции софта и железа, будет столь же успешна без ее основателя. «Интегрированный подход работает, когда во главе всего стоит Стив. Это не значит, что в будущем такой подход будет столь же успешен», — говорил он биографу Джобса Уолтеру Айзексону.

Пока эти опасения не подтвердились. Поклонники Apple ждут презентацию iPhone 5 (должна состояться к моменту выхода номера) и iPad Mini (12 октября), а тем временем Apple стала самой дорогой компанией мира с рыночной стоимостью свыше $630 млрд (акции со дня смерти Джобса по 4 сентября выросли на 77%). Это приблизительно половина капитализации всех торгуемых компаний Великобритании или Германии.

Компания чувствует себя неплохо. Этот финансовый год (заканчивается в сентябре), по оценкам UBS, принесет компании $154 млрд выручки (рост на 42%), чистая прибыль составит $41 млрд (рост на 58,8%). Все вроде бы отлично, но если оценивать квартальные данные, то видно замедление показателей продаж по всем фронтам.

 

Apple продемонстрировала блестящие результаты в IV квартале 2011 года (продажи $46,3 млрд), и на их фоне отчетность I и II кварталов 2012 года выглядит слабее, рост выручки замедляется. В I квартале 2012 года она составила $39 млрд (рост на 41% к соответствующему периоду 2011 года), а во II квартале — уже $35 млрд (рост на 27%).

Во II квартале продажи основного продукта (46% выручки), iPhone, довольно сильно просели. Было продано 26 млн штук, тогда как кварталом ранее — 35 млн. Аналитики связывают это с предстоящим выходом iPhone 5.

 

Падали также продажи iPod, что неудивительно, он встроен в каждый смартфон Apple, и компьютеров Mac. При этом росли продажи планшетника iPad, который аналитики UBS называют «сияющей звездой». Во II квартале 2012 года их было продано 17 млн штук — больше, чем когда бы то ни было. На них приходилась четверть выручки Apple. Для сравнения: доля компьютеров Mac, в том числе ноутбуков, в выручке составляет сегодня не более 10%.

Сегодня компания как никогда зависит от двух своих ключевых разработок последних лет, поэтому снижение продаж одного из этих продуктов тут же отражается на показателях: чистая прибыль падает (в IV квартале прошлого года — $13 млрд, в I квартале 2012-го — $11,6 млрд, во II квартале — $8,8 млрд), а за ней и маржа чистой прибыли (с 28% до 25% за указанный период).

К этому добавляются проблемы с конкурентами, точнее с одним — Samsung, других по сути не существует. Корейская корпорация, в отличие от Apple, не претендовала на роль пионера в создании смартфонов и планшетных компьютеров, она просто быстро адаптировалась к революционным изменениям, которые произвела Apple.

 

Samsung, в 2010 и 2011 годах выпустивший похожие на iPhone и iPad смартфоны и планшетники семейства Galaxy, в 2012 году обогнал Apple по объемам продаж на большинстве рынков. Во II квартале 2012 года продажи выросли на 14%, тогда как продажи Apple упали на 26%. Квартальный рост продаж корейской компании выглядит куда устойчивее, чем у Apple, результаты которой сильно зависят от того wow-эффекта, который производит очередной продукт корпорации.

В чем секрет Samsung? Компания c конца 1990-х была нацелена на создание комплектующих для электронной промышленности, благодаря чему занималась всеми новыми разработками. «Оставаясь на переднем крае основных технологий и совершенствуя производство, ты контролируешь будущее», — говорил бывший гендиректор компании Юн Чонг Йонг.

В книге Си Чжин Чанга Sony vs. Samsung, вышедшей в 2008 году, приведены три принципа Samsung, внедряемые его председателем Ли Кун Хи, построившим компанию c помощью железной дисциплины и поощрения молодых талантов: низкие цены, более качественная продукция при сопоставимых ценах, скорость при выпуске новых продуктов. И та же, что у Гейтса, идея: не упираться в интеграцию своего софта со своими же устройствами. Они выпускаются с операционными системами Android, Windows Mobile и собственной разработкой — операционной системой Bada.

Apple начала судебную войну против Samsung и даже доказала, что корейцы нарушили ряд патентов. Но дело не в этом. Samsung, занимающий ведущие позиции на рынках операционной и флеш-памяти и дисплеев, — один из ключевых поставщиков компонентов для Apple. Например, корейская компания — единственный производитель процессоров А4, А5, А6 для iPhone и iPad. На них приходится 8–9% себестоимости этих устройств.

Что это означает для инвесторов? Возможно, пришло время диверсифицировать вложения в Apple. Ведь стоимость компании зависит в том числе от ожиданий инвесторов, которые надеются, что и без Стива Джобса Apple сможет создавать революционные гаджеты. «Усовершенствований нынешних устройств может хватить на пару лет, но в долгосрочной перспективе потребуется куда больше «магии Apple», — уверен аналитик UBS Стивен Милунович.

 

Защититься от падения акций Apple и одновременно сделать ставку на продолжающийся ажиотажный спрос на смартфоны и планшеты можно с помощью акций производителей компонентов, из которых собираются iPhone и iPad, как, впрочем и Galaxy S3, Galaxy Tab. Инга Фокша из «Арбат Капитала» советует обратить внимание на компанию Qualcomm, ведущего мирового разработчика и поставщика микросхем для 3G- и 4G-связи с оборотом $19 млрд в 2012 финансовом году (+27% за год). На продукцию компании приходится 51% рынка 3G-чипов и 88% — 4G-чипов.

Другой вариант — компания Broadcom, лидер на рынке Wi-Fi-чипов, как и Qualcomm, входящая в десятку крупнейших полупроводниковых компаний мира с годовой выручкой около $8 млрд. Broadcom контролирует 35% рынка беспроводной связи, ее доля на рынке смартфонов достигла 90%. Она поставляет чипы, которые совмещают в себе Wi-Fi, Bluetooth, FM и GPS. Ее компоненты можно найти в Galaxy S3, iPhone 5, Galaxy Note, Nexus 7 и Kindle Fire 2 — их выход на рынок приходится на вторую половину 2012 года. Это обеспечит интерес к акциям компании.

Хороший способ сыграть на разногласиях между Apple и Samsung — акции Taiwan Semiconductor Manufacturing Company (TSMC), компании по производству чипов, услугами которой пользуются разработчики Qualcomm и Broadcom. У таких производств почти нет конкурентов. Например, только Intel, Samsung и TSMC обладают технологией производства чипов по технологии менее 32 нанометров. Тяжба между Apple и Samsung рано или поздно приведет к тому, что Apple будет искать других производителей для своих процессоров A4, А5 и A6. Здесь TSMC — потенциальный бенефициар, хотя у нее и так сильные позиции.

Инвесторы могут обратить внимание на компанию AAC Technologies Holdings со штаб-квартирой в Гонконге, которая производит для Apple и Samsung микрофоны и спикерфоны. Цена этих компонентов — $0,5–0,8, но микрофоны AAC, по данным инвестиционного банка Nomura, работают в 15–20%, а спикерфоны — в 35% всех выпущенных смартфонов. Выручка компании в 2011 году составляла всего $639 млн, за год увеличившись на 21%. Акции можно купить на бирже в Гонконге или на внебиржевом рынке в США.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+