Брокеры предлагают частным клиентам новые стратегии на рынке облигаций. Стоит ли рисковать ради повышенной доходности?
У инвесторов короткая память, а жадность — главный двигатель на фондовом рынке. С кризиса 2008 года, разорившего десятки банков и тысячи частных инвесторов во всем мире, прошло всего четыре года, а брокеры уже вовсю предлагают клиентам новые рискованные стратегии, основанные на заемном финансировании на рынке облигаций. «При разумном использовании такая операция приносит хорошие результаты: дополнительно примерно 4–6% годовых к такому же портфелю без использования плеча», — говорит председатель правления компании Axioma Wealth Management Йозеф Мейер.
Суть стратегии: дополнительно к собственным средствам клиент занимает деньги у брокера и покупает облигации, потом заключает с этими бумагами сделку репо: продает их тому же брокеру, обязуясь выкупить обратно по большей цене, полученные деньги вновь инвестирует в облигации и вновь заключает с ними сделку репо. Количество таких матрешек — итераций — может доходить до шести-восьми и ограничено размером дисконта, с которым брокер принимает ценные бумаги в залог по репо.
Похоже на пирамиду? Так и есть, если размер плеча — долгового финансирования — существенно превышает размер собственных средств клиента. Мейер считает разумным размер плеча не более 1:1 — брокер дает в долг клиенту столько же денег, сколько у него есть. На практике за последний год плечо у клиентов Axioma Wealth Management было примерно в два раза меньше.
С начала года доходность по таким сделкам у клиентов компании составила 15–18% годовых, в 2010 году — 29,7% годовых, а вот в 2011-м — минус 2,6%. Дело в том, что кредитное плечо мультиплицирует не только прибыли, но и убытки. И безотказно такая стратегия работает на растущем рынке, а если цена облигаций падает, наступает ситуация маржин-колла — стоимость залога становится меньше размера кредита, и брокер требует дополнительного залога или начинает принудительно продавать находящиеся у него бумаги.
Например, инвестор, рассчитывающий на доходность 10% годовых с плечом 1:1, останется без дохода при падении рыночной стоимости бумаг на пять процентных пунктов. При большем снижении котировок — окажется в убытке.
«Спрос предъявляют в основном инвесторы, хорошо знакомые с тем, как работает облигационный рынок», — говорит руководитель департамента портфельных инвестиций УК «Ронин Траст» Иван Гуминов. Менее искушенных инвесторов отпугивают истории о деньгах, полностью потерянных на маржинальной торговле в кризис.
Стратегия применяется преимущественно с еврооблигациями российских эмитентов. Рублевые ставки заимствований гораздо выше, поэтому номинированные в рублях облигации для сделок репо менее интересны. По словам Мейера, спрос на услугу в последнее время растет, ведь доходность по облигациям снизилась, а инвесторы не готовы мириться с более низким уровнем доходов.
Например, для еврооблигаций «Вымпелкома», номинированных в долларах с погашением в 2017 году, у брокеров доступна ставка репо около 2,5% при дисконте 25%, что в случае многоступенчатого репо теоретически позволит получить доходность более 17% годовых (доходность к погашению во втором квартале была около 6% годовых). Для рублевых бондов «Вымпелкома» ставка репо составляет 7% при дисконте 15%, таким образом, доходность вложения составит 27% годовых (доходность к погашению — 10% годовых), подсчитал директор департамента операций с долговыми инструментами БКС Андрей Подобед.
Axioma установила для стратегии репо минимальную сумму инвестиций $2 млн. Портфель клиента будет состоять из бумаг примерно 20 эмитентов со средним рейтингом на уровне BBB. Доля России сейчас в таком портфеле 30–35%, Европы — 20–25%, Латинской Америки — 10–15%, Азии 10–15%, США — 5%. Для портфеля меньшего размера директор департамента ФК «Открытие» Борис Блохин не видит смысла в такой серьезной диверсификации: «При инвестициях $0,5 млн в высоколиквидные и высоконадежные облигации оптимально включить три-четыре вида ценных бумаг». Гуминов советует инвестировать в бумаги одного эмитента первого эшелона не более $5 млн, а в бумаги второго эшелона — не более $1 млн. Из бумаг частных компаний директор по работе с долговыми инструментами УК «Альфа-Капитал» Евгений Кочемазов рекомендует бонды «Вымпелкома», АФК «Система», «Металлоинвеста», «Северстали» и «Евраза».
Активность на рынке репо уже привлекла внимание Банка России — с этого года он готовит ежеквартальный отчет о состоянии рынка междилерского репо. Здесь представлен модельный портфель рынка, объем открытых позиций которого достигает 400 млрд рублей, и результаты стресс-теста. Стрессовый сценарий построен на исторических данных изменения фондовых индексов в 2004–2011 годах. Он показывает, что при существенном снижении индексов неисполненными окажется треть сделок.