К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Успех в розницу


Быстрее всего в минувшем году в Рунете росли интернет-магазины.

В нашей стране нет ни одной отрасли экономики, которая развивалась бы теми же темпами, что и Рунет. 40% —на столько выросла за год совокупная выручка 30 участников рейтинга крупнейших компаний российского интернета, который Forbes составляет уже в третий раз.

Интернет — динамичная область бизнеса, компании здесь взлетают и рушатся иногда за считаные месяцы. Но обладатели двух первых мест в нашем рейтинге неизменны: слишком далеко оторвались главный национальный поисковик «Яндекс» и холдинг Mail.ru Group от всех остальных интернет-бизнесов. Эти две компании — актеры уже давно не российской, а мировой интернет-сцены. Но за третье место каждый год разгорается нешуточная борьба.

На этот раз оно досталось принадлежащей основателю «Северстали» Алексею Мордашову компании «Утконос», за несколько лет мутировавшей из сети столов заказов в крупнейший в России интернет-магазин. Интернет-магазины вообще стали в этом году главными героями нашего рейтинга: они заняли почти половину списка. Выручка еще двух крупнейших, помимо «Утконоса», представителей этого сегмента — магазинов «Холодильник.ру» и KupiVIP — выросла примерно в полтора раза, а у Wilberries более чем удвоилась. И игра далеко не окончена.

 

Проникновение интернета в России приближается к 50%, это не так много — в развитых европейских странах показатель на уровне 80%, а на севере Европы даже 90%. Что важнее, еще не сформировалась привычка получать от Сети что-то помимо  информации или виртуальных благ. В России больше интернет-пользователей, чем в Германии, но тратят они в интернете втрое меньше.

По данным Boston Consulting Group, по вложениям в инфраструктуру интернета наша страна на 9-м месте в мире — выше, например, Италии и Канады. По предоставляемым Сетью возможностям — на 12-м. А вот по их реальному использованию — уже на 14-м.

 

Что это значит? Рунет помогает россиянам узнавать информацию, но мало от этого получает. Проблема на границе Сети и реальной жизни. В нашей стране стоимость товаров, найденных в интернете, но купленных в обычных магазинах (ROPO — research online, purchase offline), почти в три раза больше рынка чистой интернет-торговли. Меж тем в Бразилии, с которой принято нас сравнивать, оба рынка почти сравнялись, а в Великобритании онлайн-ритейл уже обогнал ROPO. Заработки на рекламе даются Рунету лучше: Сеть стала вторым по объему каналом ее распространения после телевидения, на нее приходится около 20% всех рекламных расходов.

Обороты Рунета растут ежегодно почти на треть. Среди тех, кто удачнее всего этим пользуется, — дистрибьюторы цифрового контента, в частности игровые компании. Game Insight, 18-я в списке, выросла за год более чем вдвое, а белорусская компания Wargaming (World of Tanks и другие игры), для которой Россия — главный рынок, по выручке-2012 потянула бы на третью строчку нашего рейтинга. Для игровиков не существует границ: их рынки — Европа, Америка, Бразилия.

Главные пострадавшие — 2012 — сайты коллективных скидок. На фоне глобальных проблем Groupon его российские коллеги притормозили, порой до полной остановки — обанкротился сайт BigBuzzy (см. стр. 98). Купонные сайты — по сути просто связующее звено между поставщиками услуг и покупателями. Посредничество не сулит рекордных заработков: за пределами первой тридцатки оказался в этом году даже крупнейший в России сайт частных объявлений Avito.ru, зарабатывающий на премиальных услугах для продавцов. Нет в списке и торговцев билетами — гигантские обороты приносят им скромную выручку.

 

Рунет пока не соответствует масштабам нашей экономики. Сравните: крупнейшая американская интернет-компания Google дороже «Яндекса» в десятки раз, а американская же ExxonMobil, первая в глобальном списке Forbes 2000, лишь в 4–5 раз дороже «Роснефти».

Но Россия уже лидирует в интернете по одному показателю — мы проводим в социальных сетях больше времени, чем жители любой другой страны, почти 11 часов в месяц. Сложился свой стиль взаимодействия с соцсетями. Местные «ВКонтакте» и «Одноклассники» обгоняют Facebook, в большинстве стран занимающий 1–2-е места по посещаемости, а сами сети у нас гораздо чаще, чем в мире, используют для поиска информации и в несколько раз реже «общечеловеческой нормы» — чтобы просто пообщаться.

Как мы считали

Компании ранжировались по выручке, полученной в 2012 году. Почти все участники рейтинга непубличные, многие из них не раскрывают отчетности. Чтобы оценить выручку компаний, не публикующих отчеты, мы опрашивали менеджмент и акционеров компаний, конкурентов и аналитиков. Когда оценки конкурентов и аналитиков расходились, мы брали среднюю. Использовалась также информация, представленная в «Системе профессионального анализа рынков и компаний» (СПАРК) агентства «Интерфакс».

В рейтинг не включены b2b-компании (такие как «Бегун»), российские филиалы международных компаний (Google, Groupon), компании, которым интернет принес менее половины выручки («Связной»), а также банки («Тинькофф Кредитные Системы).

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+