«При Лужкове такого не было!» — чертыхаются московские автомобилисты, стоя в пробках. Этой зимой счетчик «Яндекс. Пробки» уже несколько раз показывал максимальные 10 баллов, и жители столицы винят во всем правительство Сергея Собянина. Коммунальщики (курирует ЖКХ Петр Бирюков — один из немногих сохранивших свой пост чиновников команды Лужкова) оправдываются: запредельно снежная зима, уже в январе осадков выпало больше, чем в среднем за весь сезон.
«Это похоже на войсковую операцию, машины подъезжают и отъезжают каждые 10 секунд», — восторженно описывал репортер CNN борьбу со снегом в другом северном городе, Хельсинки. В Москве в подобной операции в сутки задействовано 12 000–15 000 единиц техники и 45 000 дворников и дорожных рабочих. С улиц вывозится до полумиллиона кубометров снега, который растапливается в снегоплавильных пунктах. В плавильнях талая вода очищается от загрязняющих веществ. Раньше снег просто сбрасывался в реку, но когда концентрация нефтепродуктов в воде стала сильно превышать норму, Москва перешла на снегоплавильни. 59 стационарных снегоплавильных пунктов работают на мощностях Мосводоканала и Мосводостока, 146 мобильных рассредоточены по городу. И все равно, по признанию Петра Бирюкова, мощностей не хватает.
По разным оценкам, уборка улиц от снега ежегодно обходится Москве в 10–13 млрд рублей ($330–430 млн). Forbes разобрался в том, как налажена уборка снега в некоторых других северных городах.
Мобильная снегоплавильня
Торонто, Канада
В 1974 году на улицы Торонто выехала первая передвижная снеготаялка Metromelt — по этой причине крупнейший город Канады считается пионером этого вида очистки улиц от снега. Однако после этого еще много лет большую часть снежной массы коммунальщики Торонто свозили на специальные свалки или сбрасывали в реку: в XX веке это был стандартный способ утилизации снега, его применяли и в США, и в Финляндии, и в других странах.
В 2002 году в Торонто мест для хранения снега стало не хватать. Две снего-свалки застроили, город рос, протяженность дорог увеличивалась. Департамент транспорта поставил власти перед выбором: или найти три новых участка для свалки снега, потратив миллион долларов, или купить три снегоплавильных комплекса сопоставимой мощности за $7,7 млн. Это дороже, зато мобильные снеготаялки можно доставить туда, где они нужны больше всего, сэкономив на топливе для машин, и высвободить от снежных гор участки городской земли.
Администрация выбрала снеготаялки. С 2005 по 2009 год число снежных свалок в городе сократилось с 14 до пяти. Взамен купили снегоплавильные комплексы, способные перерабатывать до 350 т снега в час. В результате в 2005 году бюджет Торонто тратил на поддержание дорог в зимний сезон $5427 на километр, в 2009-м — $5632. Неудача? Но надо учесть, что зимой 2005 года было 45 снегопадов, а в 2009-м (как и в два предыдущих года) — больше 100.
Сегодня примерно две трети объема работ по уборке снега и очистке улиц в Торонто выполняют три десятка подрядчиков, при этом дороже всего городу обходится их готовность выйти на работу 24 часа в сутки семь дней в неделю: так называемая плата за резервирование составляет $33–34 млн в год. Затраты на собственно вывоз снега — величина переменная, может быть и $1,5 млн, и $10 млн в год в зависимости от погоды. Зато чистые улицы — гордость Торонто. Стандартный срок очистки основных магистралей составляет 1–2 часа после окончания снегопада, между тем канадское законодательство разрешает 3–4 часа.
Горячая вода
Саппоро, Япония
В этом двухмиллионном городе на севере острова Хоккайдо выпадает до 5 м снега в год (в Москве, например, полтора метра). Город использует эту свою особенность, принимая у себя ежегодный Снежный фестиваль, на который съезжается до 2 млн человек. На уборку снега приходится тратить до $200 млн в год.
В Саппоро для борьбы со снегом начали обогревать дороги. Первоначально использовали горячую воду из термальных источников, пускали ее по стальным трубам (снег превращается в воду и утекает в канализацию). Впоследствии стальные трубы заменили пластиковыми, а система обогрева дорог полностью охватила тротуары в центре города. Жители Саппоро, которые обязаны содержать в чистоте пространство перед своими домами, за $7000–10 000 устанавливают на своих участках собственную систему подогрева. Есть в Саппоро и снегоуборочная техника, и гигантский подземный снегоплавильный комплекс, куда грузовики свозят снег с дорог, но он перерабатывает лишь около 10% снега.
В некоторых снежных районах Японии, где температура зимой часто бывает выше нуля, снег растапливают, разбрызгивая горячую воду. Система очистки путей от налипшего снега и льда при помощи подогрева железнодорожного полотна и разбрызгивания горячей воды применяется и на железных дорогах.
Частники или муниципалитет?
Прага, Чехия
В 2009 году парламент Чехии поставил точку в споре, который ведется между властями чешских городов и собственниками недвижимости более ста лет. Речь идет об обязанности очищать от снега тротуары на городских улицах. С 1838 года делать это должны были владельцы недвижимости на прилегающих участках. В XXI веке после серии решений судов парламент переложил обязанность на городские власти.
В странах Западной Европы и США очищать тротуар у дома — прямая обязанность владельцев недвижимости. В Чикаго хозяин обязан очистить проход шириной 1,5 м перед своим домом не позднее чем через три часа после снегопада. Нарушение карается штрафом — $50 для частников и до $500 для фирм. А юристы в интернете спорят, кто должен нести снеговую повинность, владелец здания или арендатор.