Всегда ли миноритарные акционеры являются благом для компании? Владельцы небольшого пакета акций «ТНК-BP Холдинга» могут принести своей компании более $16 млрд — если выиграют иск к BP и ее сотрудникам. Вдохновленный энтузиазмом миноритариев нефтяной компании, Forbes решил вспомнить и других отчаянных борцов за свои права. Примечательно, что в этом списке большинство — у миноритарных акционеров компаний с участием «Альфы» и «Реновы».
1. Андрей Прохоров.
В августе 2011 года в крестовый поход на BP и двух ее менеджеров отправились шестеро миноритариев «ТНК-BP Холдинга» во главе с 44-летним Андреем Прохоровым, которому принадлежит 0,0000106% компании. Миноритарии решили, что BP заблокировала участие их компании в альянсе с государственной «Роснефтью», и начали добиваться от британцев возмещения упущенной выгоды. На самом деле «Роснефть» готова была сотрудничать вовсе не с ТНК-BP, которая наполовину принадлежит консорциуму «Альфа-групп», Access Industries и «Реновы» (AAP), а только с ее британским акционером. Прохоров — инженер-электрик на Тюменской ТЭЦ-1, его соратники работают там же, писала газета «Ведомости». Но им хватило средств нанять юрфирму «Линия права» и оплатить публикацию на правах рекламы открытых писем в газетах «Ведомости» и «Коммерсантъ». Юрист Прохорова Дмитрий Чепуренко объясняет, что пока «Линия права» сама несет все расходы. Пока суды на стороне BP, а миноритариям остается жаловаться президенту на давление со стороны правоохранительных органов. Но даже в случае проигрыша Прохоров и его коллеги уже попали в историю, поскольку они требуют от BP и ее сотрудников вернуть «ТНК-BP Холдингу» рекордные для российской практики $16 млрд. И по мере разбирательств сумма только растет.
2. Офшор Farimex.
В 2008 году эта фирма назвала себя владельцем 0,002% «Вымпелкома» и через суд добилась, чтобы норвежский Telenor выплатил «Вымпелкому» $1,73 млрд убытка, полученного из-за задержки в 2005 году с выходом оператора на Украину. Telenor платить отказался, и большая часть его пакета в «Вымпелкоме» тут же была арестована. Для норвежцев эта история закончилась благополучно, но они не сомневались, что за Farimex стоит их партнер по «Вымпелкому» — «Альфа» (та это отрицала).
3. ЗАО «Тетлис».
«Тихие очкарики» — юристы и брокеры, способные выполнить заказ любого клиента, сообщает о себе ЗАО «Тетлис» на своем сайте. Там же сотрудники фирмы раскрывают, что в 1990-е годы работали в структурах «Альфы». В 2008 году в разгар конфликта акционеров ТНК-BP «Тетлис» атаковала работавших в нефтяной компании британских сотрудников. Миноритарий заявил, что ТНК-BP за несколько лет потратила на оплату их услуг около $490 млн. Подтверждений того, что специалисты BP приносили компании пользу, «очкарики» не нашли и решили вернуть деньги через суд. Разбирательства прекратились, когда BP и ААР договорились об урегулировании конфликта.
4. Ирина Егорова.
В 2001 году Рязанский районный суд по иску миноритария «Лукойла» Ирины Егоровой запретил «Транснефти» принимать документы на отгрузку нефти, подписанные президентом «Лукойла» Вагитом Алекперовым. Егорова настаивала, что действия Алекперова нарушают ее «права и свободы гражданина». Экспорт «Лукойла» был заморожен на три дня, за действиями Егоровой, как считали в компании, стояли некие «заказчики», а компенсации ущерба она требовала в итоге от «Транснефти».
5. Светлана Ивлева.
В 2001 году накануне собрания акционеров «Газпрома» обладатель нескольких акций концерна Светлана Ивлева, заручившись решением межмуниципального суда Москвы, вывела предправления «Газпрома» Рема Вяхирева и всю его команду из списка кандидатов в совет директоров. Ивлевой показалось, что выдвинувшие менеджеров Газпромбанк и НПФ «Газфонд» неправомерно купили акции «Газпрома».
6. Андрей Лазарев.
В 2005 году акционер «Корпорации ВСМПО-Ависма» Андрей Лазарев через суд потребовал вычеркнуть из названия компании слово «корпорация» как иностранное. Названия компаний на русском языке не могут содержать заимствования из иностранных языков, и Лазарева очень беспокоило, что если нарушение вскроется, это может негативно отразиться на котировках акций «ВСМПО-Ависмы». Основные акционеры компании были уверены, что за иском стоит «Ренова».