Пока правительство, Сбербанк и другие крупные банки с начала 2000-х обсуждали необходимость создания национальной платежной системы и универсальной карты, две малоизвестные компании, «Таможенная карта» и «Таможенная платежная система» (работает под брендом «Зеленый коридор»), создали свои локальные системы. У каждой есть процессинговый центр, к которому подключены банки-контрагенты. У «Зеленого коридора» их 130, в том числе Ситибанк, ВТБ, Промсвязьбанк, Райффайзенбанк, HSBC. С «Таможенной картой» сотрудничают около 90 банков, среди которых Росбанк, Банк Москвы, МДМ Банк, «Уралсиб», Альфа-банк.
Из названий компаний понятно, что их клиенты — участники внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Более 2500 фирм проводили таможенные платежи с помощью банковских карт через установленные на постах терминалы. Ежемесячный оборот по картам «Зеленого коридора» — более 50 млрд рублей, «Таможенной карты» — 20 млрд рублей. За свои услуги компании берут комиссию 0,15–1,5% от суммы платежа.
Так было до ноября 2011 года, когда клиенты «Зеленого коридора» получили уведомления о приостановлении онлайн-оплаты в адрес Федеральной таможенной службы (ФТС). Не имея претензий к работе «Зеленого коридора», таможня нашла уважительную причину для приостановки платежей — перенос серверного оборудования в Центре обработки данных самой ФТС.
Еще через неделю начальники таможенных постов получили телеграмму ФТС о необходимости проведения платежей всеми участниками ВЭД только с помощью платежных поручений, а не карт. «Возобновление приема оплаты таможенных платежей с применением таможенных карт откладывается на неопределенное время», — говорится в письме ФТС. В итоге оба оператора оказались выключенными из игры.
«После 8 ноября обороты по нашим картам упали практически до нуля», — говорит заместитель генерального директора «Зеленого коридора» Андрей Макогон. Гендиректор «Таможенной карты» Андрей Баринов от комментариев отказался, но, скорее всего, дела у его компании обстоят немногим лучше.
Кому выгодна такая ситуация? В 2008 году одним из учредителей «Зеленого коридора» стала структура ФГУП «Ростэк» (таможенный брокер ФТС). Что это за организация? «Пользуясь государственным ресурсом, нынешние руководители «Ростэк» создали по сути огромную корпорацию с таможенными складами и терминалами по всей России», — говорит бывший высокопоставленный сотрудник таможенной службы, в середине 1990-х занимавший пост руководителя одной из таможен. В 2010 году произошел конфликт между главой ФТС Андреем Бельяниновым и его бывшим подчиненным, гендиректором «Зеленого коридора» Семеном Зверевым. После этого структура «Ростэк» вышла из числа совладельцев «Зеленого коридора». Зверев о причинах конфликта говорить не стал. «Ростэк» на запрос Forbes не ответил. А представитель ФТС от подробных комментариев уклонился.
Участники рынка таможенных услуг обращают внимание на возможное акционирование ФГУП «Ростэк». Разговоры об этом ведутся с 2004 года, а с этого года возобновились вновь. «Возможно, близкие к таможне структуры и станут акционерами «Ростэка», — считает гендиректор «Русского логистического провайдера» Руслан Кисс. И организовать дочернюю платежную компанию «Ростэку» будет куда проще, чем сейчас.
По мнению Макогона из «Зеленого коридора», чтобы подготовиться к выходу на рынок таможенных платежей, новому игроку понадобится полгода.