Россия в шаге от вступления в ВТО. Какие компании выиграют от этого, а какие проиграют?
ВосемнадцатилетНИЕ ПЕРЕГОВОРЫ О ВСТУПЛЕНИИ РОССИИ ВО ВСЕМИРНУЮ ТОРГОВУЮ организацию (ВТО) близки к завершению. Все эти годы российские компании пытались добиться наиболее благоприятных условий для своей отрасли. Кому-то это удалось, кому-то — нет. Вскоре бизнесмены с сильным лобби смогут открыть для себя новые зарубежные рынки, а другим придется приспосабливаться к более жесткой конкурентной среде на родине. Forbes выяснил, кто сможет решить свои проблемы с помощью ВТО, а у кого они появятся.
В выигрыше
НЛМК
Компания Владимира Лисина экспортирует более половины производимой стали и чаще других металлургов сталкивается с трудностями при экспорте своей продукции в Европу, где действуют квоты на поставку сталепроката. В США действуют антидепминговые пошлины на ввоз горячекатной стали, также мешающие выходу на рынок. «После присоединения к ВТО все квоты на металлопрокат будут отменены, — обещает глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития Максим Медведков. — Это будет мощный доступ на рынок». По оценке Всемирного банка, после вступления в ВТО экспорт черных металлов из России вырастет вдвое, до $40 млрд. Доля НЛМК в российском экспорте металлов — около 13%, соответственно, компания может рассчитывать на дополнительные $2,6 млрд экспортной выручки.
«Сибур»
Компания «Сибур-Минудобрения», входящая в нефтехимический холдинг «Сибур», фактически не может поставлять свой карбамид в США из-за сохранившейся с советских времен антидемпинговой пошлины в 68,26%. Три года назад ее российскому конкуренту, группе «Еврохим» удалось добиться от Минторга США обнуления пошлины в индивидуальном порядке. Второй по величине экспортер карбамида «Сибур» может надеяться, что те же правила игры будут применяться для него. Тогда экспортная выручка компании может возрасти на $750 млн. «Для нас пока неочевидно, что эта пошлина будет отменена автоматически», — говорит директор предприятия Андрей Тетеркин. По словам Максима Медведкова, отмены пошлин можно будет потребовать в рамках международных процедур. По оценке Всемирного банка, общий объем экспорта химической продукции после вступления в ВТО может вырасти на 43%, до $35 млрд.
«Юг Руси»
Один из главных российских экспортеров растительного масла «Юг Руси» также выиграет от вступления в ВТО. Как отмечает Медведков, аграрии могут рассчитывать не на дополнительные доходы из-за отмены пошлин, а на облегчение условий работы. «Мы являемся крупным поставщиком сельхозпродукции, — говорит он, — но часто не можем реализовать свое преимущество из-за того, что против нас играют не по правилам, устанавливают дополнительные требования к качеству и к производственным процессам». В ВТО к «Югу Руси» будут предъявляться стандартные требования.
В опасности
«Черкизово»
Крупнейший мясопромышленный холдинг, производящий колбасу и мясо под марками «Петелинка», «Куриное царство», «Черкизовский» и «Моссельпром», больше не сможет рассчитывать на прикрытие от зарубежных конкурентов со стороны главного санитарного врача России Геннадия Онищенко. Вряд ли Роспотребнадзор сумеет снова запретить ввоз в страну обработанной хлором импортной курятины, как он это сделал в начале 2010 года (за прошлый год выручка «Черкизово» выросла на 16%, до $1,19 млрд). «Фитосанитарный режим будет гораздо более унифицирован, — говорит профессор РЭШ Наталья Волчкова. — На действия Онищенко будет больше ограничений».
«Росгосстрах»
Лидер по страховым сборам в первом полугодии 2011 года «Росгосстрах» ощутит дискомфорт от вступления в ВТО не сразу. Во время переговоров российская сторона настояла на введении девятилетнего моратория для открытия в стране филиалов иностранных страховщиков. Сейчас они вправе открывать только дочерние компании, которые могут занимать не более 25% рынка. Эту квоту зарубежные компании уже исчерпали. После вступления в ВТО эта планка повысится до 50%. Максим Медведков считает, что в этом есть положительный момент для потребителей: из-за возросшей конкуренции страховые полисы могут подешеветь.
«Шатура»
После вступления в ВТО азиатским производителям мебели и текстиля станет проще продавать свою продукцию в России. Она окажется дешевле за счет более дешевой рабочей силы, в то время как возможность введения протекционистских мер будет ограничена международными договоренностями. Компании «Шатура» и другим мебельщикам останется надеяться на лояльность потребителей, готовых платить за российский бренд.
[processed]