дальновиднее рассчитывать на свои сбережения
Уже сегодня очевидно, что в послезавтрашней России будет совсем другая пенсионная система. Даже при сегодняшних ценах на нефть выполнить пенсионные обязательства в ближайшие 10 лет не удастся. Это не только российская проблема. Пенсионные системы несбалансированны в подавляющем большинстве развитых стран.
Дело не только в том, что в России (и в Европе) слишком быстро растет продолжительность жизни. Основные проблемы — в близорукости и безответственности. Людям свойственно надеяться на лучшее: зачем откладывать на пенсию, лучше потреблять сегодня, а завтра как-нибудь выкрутимся. А если не выкрутимся, то попросим у государства. Но когда так думают все, денег в Пенсионном фонде не остается. Более того, если раньше было понятно, что государство сможет занять на выплату пенсий на рынке, то теперь — после снижения долговых рейтингов нескольких развитых стран — стало очевидно, что и этот ресурс будет исчерпан уже в обозримой перспективе.
Это означает колоссальную несправедливость — сегодняшние пенсионеры получат пенсии за счет бюджета (то есть за счет сегодняшних налогоплательщиков), а вот сегодняшним налогоплательщикам придется позаботиться о своих пенсиях самим. И чем дольше будет откладываться реформа, тем выше будет уровень этой несправедливости — так как пенсий от государства люди среднего возраста все равно не получат, а вот налогов с них будут собирать все больше и больше.
Как же будет устроена новая пенсионная система? Государство не отказывается от обеспечения права на достойную старость — и выплачивает минимальную пенсию (фактически адресное пособие по бедности). В остальном пенсионеры будут жить на сбережения. Как заставить людей задуматься о том, что они на самом деле будут жить долго и им понадобятся сбережения?
Опыт стран, которые провели такую пенсионную реформу, показывает, что нет необходимости заставлять людей сберегать насильно. Достаточно использовать подход так называемого либерального патернализма — не отнимая свободу выбора, давать людям удобные варианты решений (возможно, с относительно небольшими налоговыми стимулами или софинансированием). Например, представим себе, что, не повышая налогов, государство автоматически добавляет 10% дохода к накопительной части пенсии. При этом гражданин может забрать эти сбережения и потратить их сегодня, но для этого ему придется заполнить специальное заявление и явиться в офис Пенсионного фонда или налоговой инспекции. А ведь даже 10% сбережений уже достаточно, чтобы обеспечить достойный уровень жизни среднему россиянину.
Рассмотрим 25-летнего молодого человека с доходом 30 000 рублей в месяц (это сегодняшний уровень ВВП на душу населения в России). Если предположить, что его доходы продолжат расти с темпом 4% в год (после инфляции) и он будет сберегать 10% дохода каждый год под 5% годовых после инфляции (это вполне реальный показатель в долгосрочной перспективе), то окажется, что к 65 годам он накопит 8,5 млн рублей (в сегодняшних ценах). Только процентный доход с этой суммы будет составлять больше 30 000 рублей в месяц. А если считать, что этот человек захочет потратить все свои накопления с 65 до 90 лет, то он сможет жить и на 50 000 рублей в месяц (в сегодняшних ценах).
Тот факт, что большинство населения будет сберегать значительные суммы на долгосрочную перспективу, принесет и дополнительные выгоды экономике в целом. Финансовая система получит огромный приток долгосрочных инвестиций, что приведет к росту доступности капитала для российских компаний.
Конечно, одна из ключевых проблем этой схемы — отсутствие в сегодняшней России зрелых финансовых институтов, которые могли бы предложить соответствующие инструменты. Неслучайно многие россияне вынуждены сберегать на пенсию, инвестируя в такой неликвидный инструмент, как недвижимость. Безусловно, в послезавтрашней России финансовые рынки будут устроены совсем по-другому. Об этом — в следующем номере.