В январе 2009 года в Тольятти было неспокойно. АвтоВАЗ оказался на грани банкротства, и оставшиеся без работы сотрудники завода устраивали стихийные митинги. Самые отчаянные предлагали идти маршем на Москву, вспоминает председатель независимого профсоюза АвтоВАЗа Петр Золотарев. Все разом успокоились, как только государство выделило умирающему заводу 25 млрд рублей.
Спасли не только градообразующее предприятие, но и инвесторов, державших облигации АвтоВАЗа. Заводу предстояло погасить в 2009 году четыре выпуска облигаций на 4 млрд рублей и еще один выпуск в 2010 году на 5 млрд рублей. После заявления премьер-министра Владимира Путина в марте 2009 года о выделении первого беспроцентного кредита от «Ростехнологий» стоимость облигаций с погашением в июне 2010 года выросла с 60% до 90% от номинала.
В кризис инвесторы предпочитают облигации акциям — как более надежный инструмент. Но в то же время стоит помнить, что в 2008–2009 годах, по данным Cbonds.info, по 399 выпускам облигаций российских компаний был допущен дефолт. Не было исполнено обязательств на 160 млрд рублей. Так что возможность государственной поддержки эмитента становится важным фактором при выборе ценных бумаг.
Обычно аналитики советуют выбирать облигации исходя из экономических показателей вроде отношения долга к EBITDA и рентабельности эмитента. Есть компании, которые даже в кризис генерируют денежный поток: нефтянка, естественные монополии и сотовые операторы, рассказывает аналитик Газпромбанка Алексей Демкин. Но его рекомендации не учитывают одной важной особенности российской экономики. Некоторым, казалось бы неэффективным, компаниям государство может оказать помощь в трудную минуту.
Кто может рассчитывать в кризис на спасительный кредит? Во-первых, компания должна попасть в список стратегически важных предприятий, составляемый правительством (варианты: единственный представитель в своей отрасли, госкомпания). Во-вторых, хорошо, если предприятие является социально значимым, например градообразующим. В-третьих, важную роль играет лоббистский ресурс собственников компании. Как правило, сочетание хотя бы двух признаков гарантирует получение помощи.
Например, ОАО «Уралвагонзавод», единственный в России производитель тяжелой военной техники (главное изделие — танк Т-90), на 100% принадлежит государству. Проблемы у предприятия начались еще в конце 2008 года: РЖД резко снизило объем закупки вагонов, которые завод производит помимо танков, выручка компании упала. Долг завода составлял 60 млрд рублей, из них 5 млрд рублей компания должна была выплатить по облигациям в 2008 и 2010 годах.
Еще в 2001 году Индия подписала контракт на поставку 310 танков Т-90, рассказывает аналитик Центра анализа стратегий и технологий Дмитрий Васильев, его сумма составила $800–900 млн. Когда начался кризис, «Уралвагонзавод» работал над второй партией (еще 347 танков), отвечать за неисполнение обязательств по контракту никому не хотелось. И правительство в сентябре 2009 года внесло в уставный капитал завода 14,4 млрд рублей. В результате «Уралвагонзавод» продолжил работу над индийским контрактом и успешно погасил свои облигации. Стоимость облигаций на ММВБ в сентябре 2009 года подскочила почти в два раза — c 50% до 95% от номинала.
Другой пример — «Алроса». До кризиса компания активно привлекала кредиты для строительства подземных рудников. В 2009 году продажи упали почти до нуля, и к 1 августа 2009 года чистый долг «Алросы» достиг 162 млрд рублей (из них 115 млрд рублей — краткосрочная задолженность). Как и АвтоВАЗ, «Алросу» можно отнести к российским предприятиям to big to fail. В августе 2009 года по распоряжению правительства Гохран выкупил у «Алросы» алмазы на 30 млрд рублей. После этого стоимость облигаций даже превысила номинал на 2%. В 2009 году компания успешно погасила три выпуска евробондов на $366 млн.
Идея покупать в кризис облигации металлургических компаний на первый взгляд отдает безумием. Такие инвесторы рискуют больше всего, поскольку спрос на продукцию металлургов резко снижается, напоминает аналитик «Открытие Капитал» Евгений Воробьев. Но есть и исключения. В конце 2008 года «Евраз Груп» (на 36% принадлежит Роману Абрамовичу) получила от государства через ВЭБ кредит в размере $1,8 млрд и успешно погасила выпуск облигаций в 2009 году. К февралю 2009 года стоимость бумаг выросла с 48% (в ноябре 2008-го) до 60% от номинала, доходность бумаг до предоставления помощи составляла 23% годовых, а к концу 2009 года — 9% годовых. «Евраз» производит 100% рельсов, 85% строительно-балочных конструкций и половину вагонных колес, отмечает аналитик «Ренессанс Капитала» Борис Красноженов. Такое предприятие всегда может рассчитывать на поддержку государства.
Впрочем, возможность оказания помощи со стороны государства не гарантирует исполнения обязательств. В феврале 2008 года РСК «МиГ» получила из бюджета 15 млрд рублей, но в июне допустила дефолт по ценным бумагам на 1 млрд рублей. У компании были тяжелые времена: в 2008 году убытки «МиГ» составили 11 млрд рублей, а долги перед банками — почти 45 млрд рублей. Впрочем, обязательства были выполнены в полном объеме в сентябре 2009 года, спустя три месяца после дефолта.