К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Частное дело китайцев


Почему в отличие от сша и европы экономика китая будет расти и дальше

Будет ли расти Китай? Или страну ожидает жесткая посадка? Эти вопросы тревожат не только экономистов, но и обывателей. Ведь значительное замедление роста в Китае делает прогнозы развития мировой экономики совсем сумеречными.

Сторонники «теории замедления» обычно указывают на то, что два главных источника роста Китая — перемещение дешевых трудовых ресурсов из сельскохозяйственного сектора в промышленный и рост инвестиций — исчерпаны. Но если рассмотреть факторы роста под увеличительным стеклом, выяснится, что все не так уж плохо. Рост производительности негосударственного сектора, а не структурная трансформация или сверхсбережения и сверхинвестиции — основные факторы успеха Китая.

Первый и главный сюрприз таков: рост производительности в частном секторе экономики многие годы вел Китай к успеху. Обратимся к исследованию экономистов из Университета Торонто Лорена Брандта и Хидонга Жу «Факторы роста в Китае». Их основной аргумент: главной движущей силой «китайского чуда» в последние три десятилетия был рост производительности в частном несельскохозяйственном секторе. В период с 1978-го по 2007 год производительность в госсекторе росла на 1,52% в год, а в негосударственном — на 4,5%. Частный сектор создал за этот период 420 млн рабочих мест. Экономисты рассчитали, что почти 4% роста ВВП обеспечивалось только ростом производительности частного сектора. Рост частного сектора (а за ним и экономики) мог быть еще выше, если бы страна не злоупотребляла распределением финансовых ресурсов в государственный сектор. В 2007 году почти половина капитальных инвестиций приходилась на госсектор, где сосредоточено лишь 13% занятости. И только гигантский рост инвестиций — с 21% до 40% ВВП за 20 лет — смог компенсировать неэффективное распределение ресурсов в сектор с низким уровнем производительности.

 

Сюрприз номер два: вклад структурной трансформации в рост экономики — то есть перемещение ресурсов из сельхозсектора в частный сектор — не так велик, как принято считать, всего 1% роста ВВП за весь период. А в период с 1998-го по 2007 год значительнее был эффект от перемещения рабочей силы из государственного в частный сектор — 2,3% роста ВВП в год.

Результаты исследования Брандта и Жу, использовавших относительно простую модель, подтверждаются при более детальном анализе. Женг Сонг, Фабрицио Зилиботти и Четил Стореслеттен в статье «Расти как Китай» в American Economic Review создали первую «сложную» модель роста китайской экономики. Эта модель позволяет, например, рассчитывать влияние финансовых ограничений на рост фирм в экономике, учитывает разницу в производительности государственных и негосударственных компаний и многие другие факторы. И что же? 70% роста в 1998–2005 годах происходило за счет перемещения финансовых и трудовых ресурсов из неэффективных государственных компаний в негосударственный сектор. Есть, правда, одно исключение. Уилл Шикани, один из моих студентов в Йеле, в своей дипломной работе рассчитал рост 46 госкомпаний Китая. Он приходит к выводу, что они росли быстрее ВВП — на 15–20% в год. Этот результат можно интерпретировать как доказательство того, что по крайней мере крупнейшие китайские компании эффективны и могут быть драйверами роста. Но вполне возможно, будь эти компании негосударственными, они росли бы еще быстрее.

 

Стивен Роуч из Йельского университета детально проанализировал «12-й пятилетний план Китая», стратегию развития страны. Роуч считает, что Китай кардинально меняет стратегию экономического развития с экспортно-инвестиционной на модель увеличения внутреннего спроса и потребления. Это означает, что уровень сбережений и, следовательно, инвестиций в Китае должен упасть.

Скептики скажут, что уменьшение инвестиций и конец структурной трансформации означают, что Китай неизбежно замедлится. Но эти предсказания основаны на экономических моделях 20–30-летней давности. Результаты лучших современных исследований, которые я привел выше, показывают, насколько значительны резервы роста в Китае за счет более рыночного распределения финансовых ресурсов. Именно поэтому мой прогноз в том, что никакой жесткой посадки не будет, как и не стоит ожидать замедления роста в Китае. К сожалению, такой оптимистичный прогноз трудно дать для развитых стран, которые вступают в «потерянное десятилетие» роста.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+