Этим летом князь Александр Трубецкой спешно начал оформлять российское гражданство. Князь родился в Париже, без гражданства потомок русских эмигрантов не мог возглавить совет директоров «Связьинвеста». Этой проблемы не возникло бы, если правительство утвердило бы порядок назначения иностранцев на руководящие посты в контролируемых государством компаниях. Но чиновники не могут принять документ уже девять лет, хотя этого требует закон о правовом положении иностранных граждан в РФ. По словам председателя экспертного совета «Деловой России» Антона Данилова-Данильяна, поначалу новые законы почти всегда не работают из-за отсутствия необходимых подзаконных актов. «Ведомства часто живут по принципу «ты — мне, я — тебе», — говорит эксперт. — Я тебе согласую этот проект постановления, а ты мне тот завизируй, пожалуйста». Такие переговоры могут длиться месяцами и годами. Ответственный за документ вице-премьер собирает совещание и предлагает чиновникам еще раз попробовать уладить разногласия, а потом снова откладывает дату принятия новой нормы. Чемпионом в этом виде межведомственной борьбы является Минфин. Он не дает дорогу законам, которые предусматривают не прописанные в бюджете расходы. Обычно нормативный акт начинает работать в следующем финансовом году. Но некоторые меры не применяются годами. Forbes выяснил, какие законы не действуют из-за отсутствия подзаконных актов.
Электронные счета-фактуры
Прошлым летом вышли поправки в Налоговый кодекс, позволяющие компаниям выставлять друг другу счета-фактуры в электронной форме. Электронный документ удобно хранить и трудно потерять. При наличии у компаний совместимого оборудования они могут обмениваться счетами-фактурами по защищенным каналам связи через специального оператора. Для утверждения документов с апреля 2011 года они вправе использовать электронную подпись. Благодаря этому сотрудники налоговой службы уже не смогут сказать, что счета-фактуры были подписаны неустановленными лицами, и отказать в вычете налога на добавленную стоимость. «Право на налоговые вычеты при наличии такого документа, похоже, будет неприкосновенно», — отмечает юрист компании «Налоговик» Дмитрий Липатов. Но пока предприниматели не могут воспользоваться преимуществами электронных счетов-фактур — Федеральная налоговая служба до сих пор не разработала их формат.
Отмена налога для клиник
Принятые в декабре прошлого года поправки в Налоговый кодекс позволяют медицинским и образовательным учреждениям не платить 20%-ный налог на прибыль. По словам вице-президента группы «Медси» Максима Владимирова, благодаря отмене налога на прибыль его крупнейшая в России сеть частных клиник сэкономила бы 50–70 млн рублей в год (около 10% от операционной прибыли компании). Но для того чтобы закон заработал, правительство должно принять перечень видов деятельности компаний, которые вправе применять эту льготу. Этого документа до сих пор нет. «Надеюсь, что причины исключительно бюрократические и перечень будет принят до середины ноября», — говорит Владимиров. В противном случае медики не смогут применить нулевую налоговую ставку не только в этом, но и в следующем году.
Компенсация за утерю права собственности
По закону о регистрации прав собственности 1997 года собственники, лишившиеся права на свою недвижимость (например, в случае если продавцы оказались мошенниками и скрылись, а реальные владельцы потребовали вернуть свое помещение), могут рассчитывать на компенсацию от государства. Сумма компенсации сравнительно невелика — миллион рублей, — но и ее, по словам юриста компании «Николаев и партнеры» Василия Моисеева, хотели бы получить многие, если бы норма работала. Применение этого положения закона практически невозможно из-за отсутствия порядка выплаты, который правительство должно было утвердить 7 лет назад. Люди обращаются в суд, но там у них мало шансов. Из 5000 исков о выплате государственной компенсации суды удовлетворили только два. «При вынесении решений судьи руководствуются внутренним убеждением, — говорит юрист, — они считают, что истец должен был проявить необходимую предусмотрительность».
Льготы телекоммуникационным компаниям
В мае прошлого года премьер-министр Владимир Путин поручил Минпромторгу и Минэкономразвития разработать список критериев, по которым можно определить, произведено телекоммуникационное оборудование в России или нет. Компании, чья продукция им соответствует, могли бы получить ценовые преференции в 15% при госзакупках и приоритетное право на поставку оборудования, в том числе для строительства сетей 4G. Но документ, который должен был выйти прошлым летом, не готов до сих пор. Пока меры правительства носят рекомендательный характер, говорит Андрей Родионов, гендиректор группы «Информтехника», разрабатывающей оборудование для ведомственных и корпоративных сетей. Преференции, субсидии на исследования и налоговые льготы могли бы сделать российских производителей телекомоборудования более эффективными, привлечь больше предпринимателей в эту отрасль, полагает он.
Виртуальные сотовые операторы
Зимой 2008 года Минсвязи разрешило создавать в России виртуальных операторов сотовой связи, которые арендуют оборудование у других участников рынка. За два года лицензии на этот вид услуг получили 72 компании. Но министерство до сих пор не выделило им телефонные номера. Некоторые компании, не дожидаясь решения чиновников, стали продавать свои тарифные планы с номерами МТС и «Мегафона». Но услуга оказалась невостребованной. «Мы сейчас думаем о будущем этого проекта», — говорит Михаил Сусов, директор по корпоративным отношениям X5 Retail Group, запустившей своего оператора «Алле» на базе МТС. За пару лет работы компания не набрала и сотни тысяч абонентов.