Обучение за рубежом — не угроза, а надежда России.
Одна из проблем сегодняшней России — ее «провинциальность». Россия не участвует в дискуссии по ключевым вопросам мировой повестки дня; более того, россиян эта повестка дня не интересует. На первых страницах газет зарубежные новости — это исключение, а не правило. Новостные телепрограммы говорят о внешнем мире, только чтобы подчеркнуть правоту российской внешней политики и благополучие российского общества.
Но есть надежда, что послезавтрашняя Россия будет неотъемлемой частью мировой экономики, мировой политики и мирового гражданского общества. Следовательно, как бы банально это ни звучало, для этого — в огромном количестве — понадобятся специалисты, которые понимают внешний мир, которые умеют работать на зарубежных рынках и разговаривать с иностранными партнерами. И нам понадобятся специалисты, которые верят в то, что «модернизация» возможна, потому что они своими глазами видели, как работает современное общество (на примере Нью-Йорка, Сан-Франциско, Парижа или Шанхая). По-скольку подготовка таких специалистов занимает много времени, начинать решать проблему нехватки таких кадров надо уже сейчас.
Видимо, именно поэтому в течение последних месяцев президент Медведев неоднократно — в том числе и в Давосе — говорил о разработке программы обучения россиян за рубежом. По всей видимости, эта программа будет создана уже в ближайшее время.
К сожалению, название «Программа обучения российских граждан в ведущих зарубежных вузах» часто вызывает отторжение общества. Оппоненты опасаются, что государство будет за счет налогоплательщиков спонсировать утечку талантов или помогать детям чиновников учиться в хороших университетах.
На самом деле эта программа — программа поддержки возвращения талантов. Судите сами. Российская Федерация, как бы пафосно это ни звучало, определяет список ведущих университетов и программ обучения (и специальностей). Каждый россиянин, который поступил на программу из списка, получает кредит на оплату обучения и проживания. Если выпускник возвращается в Россию и работает в органах власти либо в образовании или науке, то государство берет на себя погашение кредита. Если выпускник возвращается в Россию и работает в бизнесе, то государство берет на себя погашение половины кредита. Если выпускник не возвращается в Россию, то он сам гасит кредит. Соответственно, российский налогоплательщик платит не за обучение за рубежом, а за возвращение специалистов.
Идея возвращения талантов поддерживается не только Медведевым. Выступая в подмосковной школе 1 сентября, Владимир Путин также подтвердил готовность властей создавать условия для возвращения в Россию перспективных ученых. Он даже сказал, что власти уже приступили к разработке соответствующего пакета мер.
Впрочем, скептиков не убеждает поддержка обоих российских лидеров. Они сомневаются, что сегодняшняя (коррумпированная и неэффективная) Россия сможет реализовать такую программу. Поэтому на Санкт-Петербургском экономическом форуме в июне 2011 года был организован круглый стол для обсуждения опыта стран, реализующих подобные программы. Такие программы были осуществлены в модернизирующихся Сингапуре, Китае и Казахстане. Такая программа работает и в Татарстане — пусть и нетипичном, но все же субъекте Российской Федерации. Оказалось, что все страны сталкиваются с одним и тем же набором технических проблем — и успешно их решают.
Впрочем, есть и еще одна проблема — о ней говорил в Санкт-Петербурге министр образования и науки Андрей Фурсенко. Насколько нужна такая программа (и такие специалисты) России? Критики программы правы в том, что в сегодняшней России специалисты, которые получили образование за рубежом и привыкли работать по прозрачным и меритократическим правилам, не приживаются — и даже отторгаются. Это так. Но именно спросом на специалистов с современным образованием послезавтрашняя Россия будет отличаться от сегодняшней.