Частные клиенты вновь отдают деньги в доверительное управление, но теперь они хотят больше знать и меньше платить за услуги.
У инвесторов короткая память, а жажда легких денег притупляет страх потерять их. Прошло меньше трех лет с финансового землетрясения 2008 года, цунами от которого смыло десятки банков и тысячи состояний, и частные клиенты вновь обивают пороги компаний, предлагающих услуги по доверительному управлению активами. Казалось бы, огромные потери по счетам в 2008 году — до 90% от первоначальной суммы — показали полную неэффективность этой недешевой услуги (1–2% от объема средств под управлением и до 20% от прибыли), однако клиентов, похоже, это ничуть не смущает.
«Мне необходимо во что-то вкладывать деньги, но сам я заниматься этим не могу, нет времени», — говорит владелец небольшой региональной сети продовольственных магазинов Сергей. В кризис он потерял около $1 млн, отдав деньги в доверительное управление одной из крупнейших инвесткомпаний, но в начале 2010 года принес $3 млн в другую фирму — «Флеминг Фэмили энд Партнерс».
По данным «Эксперт РА», объем рынка индивидуального доверительного управления вернулся к докризисным значениям, достигнув на конец 2010 года 384 млрд рублей — и в основном за счет притока новых денег.
Нельзя сказать, что в работе управляющих за последние три года ничего не изменилось. В 2009 году инвестиционные компании, понимая, что рассчитывать на деньги клиентов на прежних условиях бессмысленно, предложили им услугу advisory: бывшие портфельные менеджеры предпочитали ограничиваться инвестиционными советами, на их основе клиент самостоятельно управлял брокерским счетом. Советы стоили на порядок дешевле, чем управление портфелем, — от 0,1% от оборота по счетам.
Но постепенно все возвращается на круги своя: клиенты отдают деньги, а управляющие пытаются их приумножить, ведь темпы роста фондового рынка снижаются и самостоятельно заработать становится сложнее. «В 2009 году рынок рос, и все неплохо заработали, 2010 год уже не был таким показательным, а сейчас динамика фондовых индексов мало радует», — говорит старший портфельный управляющий «Ренессанс Управление активами» Александр Крапивко.
Вернувшиеся клиенты требуют иного подхода в обслуживании. Если до кризиса управляющие, как правило, предлагали три стратегии инвестирования — консервативную, сбалансированную и агрессивную, — то сейчас этого недостаточно. Клиенты требуют подробного анализа бумаг, а также частых и подробных отчетов о результатах управления. Дмитрий Ивлюшин, глава компании Sretenka Capital Partners, говорит, что клиенты хотят быть более вовлеченными в процесс инвестирования в надежде, что это поможет им минимизировать возможные потери.
Гендиректор УК «Альфа-Капитал» Ирина Кривошеева отмечает, что если раньше управляющие давали общие советы по стратегии и отраслям для инвестирования, то сегодня вместе с клиентом выбирают конкретные акции или другие финансовые инструменты. Управляющий директор «Флеминг Фэмили энд Партнерс» Елена Левит говорит, что клиенты компании указывают отрасли, а выбор бумаг оставляют профессионалам. Получается своеобразное совместное управление портфелем. Стоимость такой услуги — около 1% от оборота по счетам клиента, а не от общего объема средств под управление, как при классическом доверительном управлении, где комиссия достигает 3%. В обеих схемах управляющие берут плату за успех — 5–20% прибыли, но в каждом случае размер вознаграждения определяется индивидуально.
Еще одна особенность. Если раньше в портфеле состоятельного клиента находилось до 30 ценных бумаг, то сегодня портфель может состоять из двух-трех акций. «Но это будут тщательно оцененные и выбранные бумаги, дающие пусть не самый высокий, но стабильный доход», — говорит Кривошеева.
Александр, заработавший состояние на сделках с недвижимостью в Московской области, в декабре 2010 года передал в управление «Флеминг Фэмили энд Партнерс» $2,5 млн. Его требования — доходность не менее 20% годовых. До кризиса такому клиенту предложили бы агрессивную стратегию инвестирования в акции. Сегодня он вместе с управляющими выбрал акции «Башнефти», Сбербанка, «Норильского никеля» и ММК. Текущий результат — 15% за полгода.
Владелец региональных продовольственных магазинов Сергей купил паи фондов, инвестирующих в металлы (золото, платина, палладий и серебро). За счет роста цен на золото (65% портфеля) удалось компенсировать падение цен на платину и палладий. В итоге клиент с консервативными запросами (целевая доходность — 10% годовых) с начала 2011 года заработал 12% и пока доволен результатами.