Никакое решение греческой проблемы не будет безболезненным.
Экономический кризис — это больно для общества, но интересно для экономической науки. Экономический кризис, тем более глобальный, ставит перед политиками и исследователями острые вопросы.
Одним из самых интересных вопросов, поставленных нынешним кризисом, является судьба евро. Когда появилась единая европейская валюта, одной из главных проблем, не имевших теоретического решения, было наличие единого эмиссионного центра без единого бюджета. Первые годы все было хорошо, но глобальный кризис обострил противоречия. Проявились серьезные бюджетные проблемы ряда стран еврозоны, среди которых самой острой оказалась ситуация в Греции.
Вдруг выяснилось, что макроэкономическое благополучие Греции является бумажным, что бюджетный дефицит перешагнул через 10% ВВП, то есть в разы превышает установленный для зоны евро трехпроцентный рубеж, а госдолг превышает национальный ВВП и продолжает расти.
Это очень тяжелая, но не фатальная ситуация. Многие страны через нее проходили, в том числе и Россия в 1990-е годы. У этой ситуации есть по крайней мере три варианта решения: девальвация, массированная финансовая помощь (перекредитование) и списание долга (или его части).
Девальвация, как показывает российский опыт 1998 года или аргентинский 1999-го, решает многие проблемы путем обесценения долга, номинированного в национальной валюте, и стимулирования внутреннего производства, которое получает конкурентные преимущества перед импортом. Этот путь для Греции может открыться только при условии, что она покинет зону евро. Но механизм выхода из евро не проработан ни теоретически, ни практически. Главной же является проблема плохо просчитываемых последствий такого шага для всей европейской экономики. Одни считают, что «показательная порка» будет способствовать укреплению фискальной дисциплины в Евросоюзе. Другие считают, что это повлечет за собой ликвидацию всей еврозоны и возврат к национальным валютам.
Вливание в греческую экономику заемных средств также сопряжено с серьезными проблемами и имеет ограничения. Для Греции главное — не нехватка ликвидности, а проблема платежеспособности. Греческая экономика явно неконкурентна, и для того, чтобы встать на ноги, она должна пройти через серьезные структурные реформы, включая приватизацию, реформу бюрократии, дерегулирование. За эти реформы надо платить, причем всему обществу. А оно не хочет — во всяком случае, пока не хочет.
С другой стороны, есть морально-этический и политический контекст «выкупа Греции». За него должны заплатить развитые европейские страны, те, кто проводил ответственную макроэкономическую политику, жил по средствам. Но налогоплательщики других благополучных стран не готовы покрывать из своего кармана то, что деликатно называют «особенностями греческой национальной культуры».
Наконец, остается проблема списания части долга. Очень неприятная, поскольку тогда придется платить кредиторам — в основном европейским банкам. Возникают риски стабильности этих банков и перспективы спасения затем их самих — тоже, естественно, за счет средств налогоплательщиков.
Опыт Польши, для которой этот сценарий был реализован в первой половине 1990-х годов, свидетельствует о его принципиальной возможности. Проблемы повышения конкурентоспособности греческой экономики списание не решит — все равно придется идти на болезненные реформы. Польша пошла на них, поскольку очень хотела войти в Евросоюз в качестве полноправного члена. У Греции такой цели нет. Но надежда на решение экономических проблем остается всегда.