Что нужно, чтобы создать планшетный компьютер будущего.
В эпоху персональных компьютеров в мире было три операционные системы. В некотором смысле даже меньше, потому что почти все компьютеры работали под Windows. Большинство разработчиков программ и большинство пользователей могли ограничиться — для любых практических целей — знакомством с одной операционной системой. В наступающую эпоху мобильных устройств операционных систем становится гораздо больше и очевидного лидера среди них нет (четыре разработчика — Google, Apple, Research in Motion и Microsoft — имеют доли больше 5% рынка).
Когда-то Microsoft завоевал рынок ОС для персональных компьютеров, распространяя открытую операционную систему: кто угодно мог установить Windows на самостоятельно собранный компьютер. Apple, которая поддерживала закрытую систему, чуть не разорилась. Сторонники идеи, согласно которой устройства и программное обеспечение должны развиваться независимо, получили хороший аргумент в свою пользу. Прошло 25 лет, и ситуация повторяется.
Доля компьютеров Apple снова растет — и довольно быстро, так что сама победа PC уже не кажется однозначной. Но на смену компьютерам приходят мобильные устройства, и среди них открытые системы совсем не в чести. Когда количество смартфонов и планшетов сравняется с числом настольных компьютеров, а это произойдет совсем скоро, прошлый опыт придется отправить на свалку истории. Идеологическую победу одержал Стив Джобс, а не Билл Гейтс. Почти все создатели мобильных операционных систем стремятся контролировать устройства, на которые они устанавливаются.
Эта ситуация создает массу неудобств как для разработчиков программ, так и для пользователей. Разработчикам приходится создавать любое приложение сразу в нескольких вариантах, а значит, использовать больше высококвалифицированного труда программистов. Что еще хуже, невозможно одинаково хорошо создавать одну программу для нескольких систем: потеря специализации никогда не создает конкурентных преимуществ. Пользователям приходится делать выбор между качеством устройства и ОС, а при переходе с планшета на планшет они могут потерять уже купленные приложения. Все это создает возможности для арбитража — создания систем, «посредничающих» между платформами.
Компания Parallels построила на таком арбитраже бизнес с оборотом $100 млн (2010 год), создав программу, позволяющую запускать Windows на компьютерах Mac. Через несколько лет можно будет построить близкий по масштабу бизнес, научившись запускать на iPad приложения для Android и наоборот.
Пока это никому не нужно, потому что рынок сравнительно мал, а программистов, способных портировать приложение из системы в систему, много. Но рано или поздно, по мере того как собственными программами обзаведутся холодильники, дома и автомобили, программисты станут дефицитом. Писать несколько версий программ станет слишком накладно. А число мобильных устройств — и значит, рынок для арбитража — вырастет в десятки раз. Тем более что миллиарды смартфонов будущего будут управляться не одной операционной системой, а тремя или четырьмя.
Невозможно угадать, как именно будут устроены мобильные параллели. Теоретических возможностей (а что еще ограничивает будущее?) существует множество. Для разработчиков может появиться, например, программа, автоматически превращающая приложение iOS в приложение Android. Но скорее проблема совместимости будет решаться для потребителей, а не разработчиков — потребительские инновации распространяются гораздо быстрее.
Может быть, через несколько месяцев или лет появится приложение, которое будет запускаться внутри одной операционной системы и запускать программы под другую — так, собственно, работают Parallels. Но есть — хотя бы теоретически — и более радикальная возможность. Почему бы не сделать планшет или смартфон, который нажатием одной кнопки может закачать в себя любую операционную систему или даже несколько сразу?
Глядя на войны iOS и Android, трудно поверить, что это возможно. Но ведь совсем недавно реальность была именно такой. Единственное и кажущееся непреодолимым препятствие состоит в том, что разработчики операционных систем, в первую очередь Apple, постараются этого никогда не допустить. Они уже не пускают в свои магазины приложения, дополняющие «базовый функционал» устройства. Но и это препятствие легко обойти.
Аналитики любят использовать словосочетание Killer App — имея в виду приложение-убийцу, настолько желанное, что оно само по себе способно сделать продажи планшету за $500. Но ведь возможно и обратное явление — Killer Device, идеальное устройство, которое способно продать любую операционную систему. Непонятно, как оно должно выглядеть, но почему бы и не как планшетный компьютер. И если такое устройство появится, разработчики ОС сами захотят ослабить контроль.
Тогда потребителям не придется больше размышлять о том, что определяет пользовательские свойства устройства — природа (железо) или воспитание (программы). Их устройство будет чистой доской идеальных свойств, на которой можно будет написать — и запустить — любую операционную систему. Сама эта свобода выбора и будет одним из идеальных свойств. И хотя трудно сказать, как будет выглядеть устройство, название ему можно дать уже сейчас. Tabula rasa — чистая доска.