Чтобы защитить личные данные потребителей, надо смириться с их доступностью корпорациям.
Компания APPLE, как выяснилось в апреле, записывала все передвижения пользователей iPhone и сохраняла файл с геолокационными данными на все компьютеры, с которыми синхронизировались телефоны. Приложения для Facebook — по меньшей мере десятки тысяч — незаконно распространяли данные участников социальной сети. Производитель навигационного оборудования и карт Tom Tom делился информацией о перемещении своих клиентов с полицией Нидерландов, которая использует данные для выставления штрафов за превышение скорости. Поступок вдвойне циничный, поскольку небескорыстный. Неизвестные хакеры взломали базу данных Sony PlayStation и, возможно, завладели номерами 10 млн кредитных карт.
Каждая история, конечно, имеет свои особенности. Последствия взлома базы данных Sony грозили пользователям финансовыми потерями, а недосмотр Facebook — несколькими неприятными минутами. Tom Tom осознанно продавала информацию полиции, а Apple допустила всего лишь небольшой недосмотр. Но случившись друг за другом, в течение неполного месяца, эти истории закладывают структуру будущего миропорядка. Урок, который можно вынести из событий последнего времени, состоит не в том, что личные данные в эпоху смартфонов практически не защищены, — это было известно и раньше. Он в том, что потребители воспринимают эту ситуацию как данность.
Каждый новый скандал, затрагивающий миллионы людей, заканчивается в лучшем случае извинением со стороны компании, в худшем — вообще ничем. Но ни разу еще ни одна компания не столкнулась из-за пренебрежения чужой информацией ни с серьезными расходами, ни с массовым уходом потребителей. Оказывается, на деле люди не готовы отказываться от свободы ради иллюзии информационной безопасности. Незавидная судьба Blackberry, сделавшей из защиты данных конкурентное преимущество, но упустившей мелкие потребительские инновации, — живое напоминание об этом для всех конкурентов. На потребительском рынке, в отличие от корпоративного, информационная безопасность ничего не стоит.
Компании крепко усвоили этот урок. Так же крепко, как несколькими годами ранее усвоили другой: пользовательские данные — их важнейший актив. Любой вариант роста выручки связан с отслеживанием информации о потребителях — социальной (Facebook), географической (геолокационные сервисы) или платежной (Apple App Store). Выгода от сбора и хранения данных налицо, а издержки минимальны. Люди по собственной воле готовы увешивать себя датчиками, сами просят запомнить свой адрес и номер карточки (чтобы не набирать их заново) и не стирают чувствительную для них информацию в своем браузере.
Осталось дождаться, когда положение вещей будут не констатировать, а признавать. Когда мысль, что вся цифровая жизнь человека хранится на чьих-то серверах, а иногда с них пропадает, станет для всех очевидной. И тогда на месте неискренней борьбы с Большими Братьями и школярских оправданий бизнеса появится цивилизованный рынок. Apple (или доверенный разработчик) будет брать с пользователей деньги за то, чтобы не следить за их телефонами. Sony застрахует клиентов — или банки — от кражи номеров кредитных карт. New York Times будет вручать в конце года бесплатную подписку самым лояльным посетителям своего сайта, узнав их IP-адреса в секретной базе данных Google. Приложения для Facebook будут собирать пользовательские данные в обмен на собственные услуги — и, не таясь, использовать их впоследствии в маркетинговых целях. И кто-нибудь наконец даст людям возможность самим собирать, хранить и визуализировать информацию о своей жизни — пока что они, как ни странно, ее лишены.
А тот процент населения, который готов всерьез оберегать свои личные данные и платить за это, впервые почувствует себя в безопасности.