К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Принцип ангела


Что нужно помнить инвестору венчурных проектов

Есть закон — и биологии, и экономики: бизнесы рождаются, чтобы быстро расти, достигать успеха, стариться и умирать. По этому закону наиболее выгодными должны быть инвестиции в молодые бизнесы. Они недавно родились, создают новые продукты, работают на новых технологиях. Чем моложе проект, тем выгоднее.

Инвестиции в новорожденные бизнесы называются обычно венчурными, а инвесторы в такие бизнесы — ангелами. Закон работает — инвестиции ангелов иногда дают самый высокий доход и создают глобальных лидеров: Google и Apple, DHL и Starbucks. Но все же процент успеха невысок. Далеко не все венчурные фонды успешны: если посмотреть на 75% худших, их результаты, мягко говоря, не впечатляют.

Венчурное инвестирование основано на нахождении малого числа суперуспешных проектов и большом количестве неудач. Причин неудач много, большинство связано со склонностью человека опускать детали: увидев красивую идею, он уже считает ее осуществленной. Но идее мало быть правильной — ей надо быть коммерчески выгодной, а для превращения идеи в бизнес нужен не ученый-гений, а циничный менеджер и бизнесмен.

 

Что должен понимать ангел, чтобы инвестиции в итоге принесли ему существенный доход? Прежде всего, в венчурном бизнесе придется забыть об обычных правилах инвестиций в развитые компании.

Например, ангел не должен думать об оценке бизнеса. Бизнес на старте вообще нельзя оценить — слишком велика неопределенность. И лучше вложить в него чуть больше (меньше риск, что денег не хватит, да и для следующих размещений будет выше планка) — в случае успеха доход все равно будет несопоставим с затратами.

 

Нельзя быть слишком жадным и договариваясь о доле в проекте. Это может лишить предпринимателя мотивации. В этом случае, как правило, кусок пирога увеличивается, но сам пирог существенно (если не до нуля) уменьшается: предприниматель теряет интерес к бизнесу.

Ангел не должен анализировать бизнес-идею. Стартапы, как правило, фокусируются на новых продуктах или технологиях, в рамках которых мнения экспертов могут быть ошибочными.

Надо анализировать личность предпринимателя и команду и убедиться в том, что они действительно верят в успех. Принято, например, руководствоваться правилом Put your money where your mouth is («Подкрепляй свои слова деньгами»), по которому предприниматель, верящий в успех, вкладывает в стартап собственные деньги. Однако такой метод может быть контрпродуктивным. Предприниматель иной раз отказывается инвестировать в собственный проект не потому, что не верит в него, а потому, что у него нет средств для таких рискованных инвестиций.

 

Еще более экзотический метод практикует ряд американских групп ангелов: они требуют от предпринимателей платы за право представить свой проект. Это, по их мнению, отсеивает тех, кто не уверен в успехе презентации. Однако этот метод, скорее всего, отсеивает более гордых и более уверенных в том, что они найдут инвестиции и без унизительной «оплаты входного билета».

Распространенным способом является соглашение о «плавающей» доле: ангел получает за свои инвестиции не фиксированный процент компании, а долю, определяемую по итогам нескольких лет и приносящую ему как минимум гарантированный доход.

Хороший ангел должен понимать, что, если он может дать бизнесу только деньги, лучше в такой бизнес не инвестировать. Настоящие ангелы помогают дополнительным бизнесом, лоббированием, предоставлением технологий, распространением позитивной информации и множеством других способов, включая стратегические советы и, как ни неприятно это звучит, жесткий контроль и критику на уровне совета директоров.

Но и понимание вышеизложенного ничего не гарантирует. Венчур — это экстремальный спорт, где немногих лучших ждет очень высокая награда.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+