К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Образование


Как ускорить темпы формирования человеческого капитала

Проблемы

Россия испытывает острый кадровый голод. Обсуждение любой практической проблемы государственного управления немедленно упирается в отсутствие «людей» — специалистов, которые могут мыслить и действовать не по-советски, преуспевая в условиях глобальной конкуренции. Последние 20 лет почти не приблизили Россию к решению этой проблемы. Ни революционеры девяностых, ни реформаторы нулевых практически ничего не сделали для создания нового поколения элиты. Формирование кадрового резерва для ключевых институтов государства и общества было оставлено на усмотрение соответствующих корпоративных иерархий. В итоге отсутствие кадров погубило те инициативы, которые можно было реализовать даже в рамках существовавших политических и экономических ограничений. Можно сколько угодно говорить о реформе судопроизводства, армии, госуправления, образования, но в России физически не создано поколения новых судей, офицеров, чиновников, учителей.

Важнейший фактор кадрового голода — застой и деградация в системе высшего образования. Низкий уровень подготовки, которую обеспечивает большинство вузов, очевиден, но ключевая проблема не в том, что российские студенты недостаточно изучают сопромат, а учебники устарели. Важнее, что, по данным многочисленных опросов, до половины студентов в ходе обучения напрямую сталкиваются с проявлениями коррупции, плагиат распространен повсеместно и не считается чем-то предосудительным. Ни школа, ни вузы в России сегодня не работают на будущее, а, наоборот, воспроизводят глубоко архаичные модели поведения, ценности, жизненные установки.

Образовательные реформы последних лет не только ничего здесь не изменили, но даже не ставили эту проблему во главу угла. Целью реформ была оптимизация структуры образовательного сектора, повышение его эффективности — меры крайне важные, но не меняющие принципиально тех моделей социализации, которые заложены в образовательной системе. Отчасти это объясняется особенностями постсоветской ситуации: в отличие от классических модернизирующихся обществ необходимость построения образовательных институтов заново, на пустом месте не была в нашей стране самоочевидной. Унаследованная от СССР многочисленная научно-образовательная корпорация обладала огромным авторитетом в обществе. Как мы теперь понимаем, этот авторитет имел под собой реальные основания в крайне ограниченном количестве случаев. Иллюзия самодостаточности не позволяла прямо поставить вопрос о модернизации человеческого капитала. Пришла пора это сделать.

 

Что делать

Ключевая задача десятилетия — превращение системы образования в институт модернизации. Человеческий капитал накапливается страшно медленно: хотим мы этого или нет, речь идет не о годах, а о поколениях. Даже признание необходимости кадрового обновления не позволит добиться ощутимых изменений уже завтра. Одномоментно заменить сотни тысяч специалистов просто некем. В ближайшие годы России предстоит работать на будущее, не рассчитывая на отдачу раньше чем лет через пятнадцать.

Для начала необходимо открыто признать тяжесть сложившейся ситуации. Распространенное представление о том, что старое «отомрет само», оказалось несостоятельным: все постсоветские годы старое успешно самовоспроизводилось. Нужна ли (и возможна ли) по-сердюковски жесткая реструктуризация образовательного сектора, неясно, но необходимо как минимум заявить курс на модернизацию человеческого капитала. Сегодня меры по кадровому обновлению в общественном секторе, в науке, в госуправлении реализуются контрабандой, из-под полы. Новые кадры не столько выдвигаются вперед, сколько затягиваются в паутину неформальных, полузаконных, антимодернизационных отношений.

 

Крайне важным является фокус не только на системности, но и на повседневной работе по расстановке кадров. Масштабная кампания по формированию научно-исследовательских и федеральных университетов, например, не сопровождалась привлечением в эти флагманские вузы нового менеджмента. Строительством передовых вузов часто занимаются люди, никогда в таких вузах не работавшие и даже не учившиеся. Нередко они вовсе не выходили за стены своей alma mater. Пора приложить масштабные усилия по привлечению в образовательный сектор управленцев из корпоративного сектора и «варягов» из ведущих зарубежных вузов.

Образовательные учреждения должны получить на несколько порядков более высокую степень автономии в расходовании средств (в первую очередь на оплату труда) и кадровой политике. Сегодня управленческие решения в сфере образования во многом обусловлены глубочайшим недоверием со стороны федеральных чиновников к моральным и профессиональным качествам руководителей вузов. Недоверие это нередко оправданно, но попытки решить проблему усилением бюрократического контроля сверху только усугубляют ситуацию: как показывает опыт прошлого десятилетия, такие меры нисколько не мешают воровству, но делают практически невозможной конструктивную деятельность.

Наконец, России необходимо начать движение к построению меритократической системы, основанной на формальных критериях карьерного роста и прозрачных стимулах. Понятно, что форсированное построение такой системы в масштабах страны — дело утопическое, но даже в ограниченных масштабах, хотя бы в завязанных друг на друга ведущих вузах и ключевых федеральных органах исполнительной власти, она жизненно необходима. Кропотливой, тщательной работе по построению такой системы нет альтернативы: ссылки на политическую систему здесь не работают. Опыт Китая говорит о том, что такую систему можно выстроить и в отсутствие демократии (хотя китайский случай скорее уникален). С другой стороны, многочисленные примеры показывают, что и демократия не ведет автоматически к появлению такой системы.

 

Китайские резервисты

Китай обладает одной из самых разветвленных и централизованных систем подготовки элиты. Сердце системы — Центральная партшкола в Пекине (1600 слушателей, от кандидатов в замминистра до министров, секретарей обкомов и мэров крупных городов). Всего в стране насчитывается более 2500 партшкол разного уровня. Основа программы — «Три источника» (работы Маркса — Ленина, Мао и Дэн Сяопина) и «Пять современных курсов» (мировая экономика, научно-технологические тренды, международное право, тенденции в военной сфере, мировые идеологические тренды). В 2005 году были созданы три новые «академии подготовки партийных кадров»: две в центре страны (изучение истории китайской революции и проблем развития глубинных районов) и одна на побережье (системные реформы и инновации, лидерство и управление кадровыми ресурсами).

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+