К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Внешняя политика


Какую роль могла бы играть Россия в новом десятилетии

Проблемы

На исходе первого десятилетия XXI века российская внешняя политика была существенно скорректирована. Ее главной задачей объявлено содействие технологической модернизации страны путем привлечения ресурсов развитых экономик. Для обеспечения перелива ресурсов Россия предприняла ряд шагов, призванных улучшить отношения со странами Запада. Москва формирует модернизационные альянсы с Германией, Францией и Италией. После знаменитой «перезагрузки», проведенной Вашингтоном, активно развиваются отношения с США. Для нормализации отношений с Европейским Союзом Россия пошла на историческое примирение с Польшей. Появились перспективы более тесного сотрудничества с НАТО, в том числе в связи с Афганистаном и в области противоракетной обороны. На Крайнем Севере Москва дала ясный сигнал: спорные вопросы в Арктике будут решаться в переговорно-судебном порядке. Россия достигла договоренностей с США и ЕС, позволивших вывести процесс вступления в ВТО на финишную прямую.

Все это шаги в правильном направлении, но они пока не гарантируют России оптимального обеспечения безопасности и продвижения ее национальных интересов на международной арене. Важно, что коррекция внешней политики, как и радикальная реформа армии под началом министра Сердюкова, — это прагматические ответы на внешние и внутренние вызовы. Новый курс не базируется на прочном ценностном фундаменте, элитном — и тем более общенациональном — согласии в отношении целей и задач внешней и военной политики страны. При определенных условиях коррекция может быть отыграна назад, а реформа заблокирована, после чего инерция принятого образа мысли и действий может повернуть дело вспять, в привычное русло традиционного великодержавия (все больше имитируемого), полузакрытости от внешнего мира с историческим набором врагов. Это опасно, поскольку нашей стране предстоит столкнуться с серьезными вызовами на многих направлениях — от американского и натовского до центральноазиатского и тихоокеанского. Неукорененность внешней политики обрекает Россию на одиночество и становится существенным фактором риска.

Что делать

Чтобы российская внешняя политика стала современной и устойчивой, нужно следующее.

 

Установить безусловный примат внутреннего развития перед любыми другими соображениями, исключая, конечно, прямую угрозу безопасности. Это означает сознательный курс на глубокую и необратимую демилитаризацию отношений с США и НАТО. Негативная цель — лишить Россию врага на Западе, позитивная — сформировать (вместе с другими странами) сообщество безопасности в Евро-Атлантике. Проще говоря, достичь положения, когда любые спорные вопросы и даже конфликты решаются исключительно мирными способами. Образец, к которому нужно стремиться, — это сегодняшние отношения между Россией и Германией. Речь не о союзе, а об эффективном исключении силового фактора. На этой основе строить общеевропейское пространство, взаимодействие с ЕС.

Обеспечить благоприятный для России баланс на Востоке. Российская Федерация — страна евро-тихоокеанская. Ей необходимо развивать максимально корректные, дружественные и взаимовыгодные отношения с Китаем. Не вступать ни в какие антикитайские коалиции, если только сам Китай — что в обозримой перспективе невероятно — не станет проводить враждебную России политику. Одновременно укреплять тихоокеанский фланг России и Сибирь, активно задействуя для этого потенциал соседей. Добиться превращения Японии в «Германию на востоке» — союзника России в деле модернизации, создавать условия для долгосрочного партнерства с Кореей, развивать всестороннее стратегическое партнерство с Индией. Превратить Владивосток в «интерфейс» Россия — АТР, сделать его, с учетом возрастающей роли АТР, «передовым пунктом» российской внешней политики — в какой-то степени аналогом Петербурга начала XVIII столетия.

 

Стабилизировать непосредственное окружение РФ, интегрировать ряд стран в единое экономическое пространство. Ключевая страна с точки зрения обеих целей — Казахстан. Способствовать сохранению внутренней стабильности в Казахстане и развивать с ним сотрудничество в области безопасности, имея в виду Среднюю Азию. «Достроить» ОДКБ до реального инструмента обеспечения региональной безопасности. Добиться за время президентства Януковича устойчивых отношений с Украиной. Урегулировать замороженный конфликт в Приднестровье, создать условия для конструктивного диалога с Грузией и последующего решения проблемы суверенитета и границ. В целом на пространстве бывшего СССР действовать преимущественно с опорой на «мягкую силу» — экономические возможности, образовательный и научно-технический потенциал, культурную притягательность РФ. Реализовать политику «доброго соседа». Расширить политику примирения с Польшей, последовательно включив в нее страны Балтии.

Обрести новое лицо на международной арене. 
Выбрать специализацию, основанную на простых и понятных ценностях. Великая держава XXI века — это не та страна, которая может «сломать» других, а та, которая способна привлекать другие страны, быть их лидером и производить важные общественные блага. Россия могла бы попытаться стать, например, защитником международного права, медиатором межкультурных, межконфессиональных отношений, проводником международного контроля над вооружениями и т. п. Главное, чтобы был соответствующий опыт и абсолютная приверженность провозглашаемым ценностям и принципам.

Новое мышление

Творцам российской внешней политики стоило бы взять несколько уроков у китайского лидера Дэн Сяопина. Речь о том, чтобы отказаться от традиционного геополитического взгляда на мир, как Дэн отказался от коммунистических догм. Во-первых, нужно перестать считать США врагом, не ища при этом альянса или даже особых отношений с Америкой. Никакой гонки вооружений с США — это либо блеф, либо повторение печального опыта СССР. Во-вторых, сосредоточиться на том, что реально способно преодолеть отсталость и слабость России. Основные ресурсы модернизации — внутри страны. Их нужно раскрепостить. В-третьих, открыться внешнему миру и начать всерьез учиться у других, вместо того чтобы кичиться своей особостью. И главное — помнить о том, что внешняя политика начинается дома.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+