Александр Левченко построил инновационную деревню раньше Виктора Вексельберга. Для кого?
Инновационный центр в Раменском районе Подмосковья появился раньше, чем вся страна заговорила о Сколково. Лужайки с гипсовыми копиями греческих статуй, тихий пруд, утки-лебеди. Растяжка сообщает: «Проект Александра Левченко». А вот и он сам — подъехал на квадроцикле, оглядев по-хозяйски территорию, пригласил во дворец. Поместье Левченко отличается от владений других московских бизнесменов тем, что строил он его не для себя, а для тех, кто занимается инновациями.
Идея поселить ученых в одном месте и дать им возможность заниматься разработками пришла, как он уверяет, еще 20 лет назад. Тогда 33-летний Левченко, инженер по образованию, возглавлял Центр научно-технического творчества молодежи — знаменитую кузницу кадров первых миллионеров. Михаил Ходорковский отвечал за Фрунзенский район Москвы, а Левченко — за Дзержинский. У него самого была масса технических идей. Например, массовое производство жезлов для сотрудников ГАИ, которые могут определить степень токсичности выхлопа. «После моего доклада один из гаишников подошел и сразу спросил, где винт, который нужно подкручивать», — вспоминает Левченко. Предприниматель даже выбил у московских властей большой пустырь под инновационный комплекс, но до стройки дело не дошло — землю отняли. Зато Левченко основал одну из первых в Москве частных девелоперских компаний «Инженер» — ему казалось, деньги быстро исчезнут, если на них срочно что-то не построить. Входящая в его группу компаний фирма «Мосотделстрой-5» поучаствовала практически во всех знаковых лужковских проектах, в том числе в строительстве храма Христа Спасителя. Левченко реконструировал 16 домов в центре Москвы, на Трубной улице.
В конце 1990-х он начал скупать землю недалеко от поселка Кратово — участки на болотах продавали за смешные деньги: от $100 за 6 соток. «Я продал на Рублевке фундамент коттеджа, 12 соток земли и получил 6 га здесь», — рассказывает Левченко. За пару лет до того, как власти объявили курс на модернизацию, Левченко начал строить вокруг своего дома-дворца инфраструктуру для инноваторов: «Conference Ангар» (в слове «ангар» первую букву он пишет как знак @ из адреса электронной почты), библиотеку, жилье — всего четыре корпуса плюс гостиница. Благо офисные центры на Трубной дают стабильный доход.
В апреле Левченко презентовал первый шестиэтажный дом — апартаменты площадью 180 кв. м занимают по этажу. Помещения отделаны и меблированы: массивные кровати с позолотой, итальянская сантехника. Левченко мечтает, что в его инновационном центре будут жить «лучшие творческие люди страны». Схема работы такая: ученый соглашается отдать контрольный пакет своей будущей разработки предпринимателю, переселяется в Кратово и начинает работать над проектом за зарплату.
Впрочем, апартаменты у Левченко пока пустуют. Предприниматель разводит руками — ни один из проектов, с которыми на него выходили, его не устроил.
Чтобы расширить круг поиска, в августе Левченко спонсировал инновационную школу бизнеса «Креатово» (опять @ вместо «а») — молодых ученых, предпринимателей и активистов НКО, прошедших предварительный отбор, пригласили в Кратово, где обучали искусству продвижения проектов. Мероприятие проходило под эгидой «Деловой России» (Левченко — замруководителя этой общественной организации). Лучшие проекты получили деньги от инвесторов.
Молодым предпринимателям инновационный комплекс понравился очень. Например, Яков Шахов, который вместе со своей гражданской женой представлял здесь летом аудиомонитор состояния плода, позволяющий отслеживать в режиме реального времени сердцебиение плода в утробе матери, говорит, что легко переехал бы сюда из родного Екатеринбурга: «Лаборатория мне не нужна. Так что тут все есть и для работы, и для отдыха». По его словам, при вложении около 3–4 млн рублей окупаемость проекта составит два с небольшим года, объем рынка — 5 млрд рублей.
Владимир Вайнер, чей проект SocResponse — онлайн-панель для проведения опросов в интернете — уже вышел на самоокупаемость, тоже готов переехать в Кратово. «Это попытка создать комфортную среду, которая позволит людям создавать новые продукты. Маленькое Сколково, такая Кремниевая поляна». Но ни Вайнеру, ни Шахову, ни другим участникам школы, Левченко переселяться не предлагал. Говорит, что любит считать свои деньги и заселять будет только тех ученых, проекты которых имеют коммерческий потенциал. Левченко при мне производит нехитрый подсчет: в центре будет жить минимум 50 человек, у каждого 20 учеников, при средней зарплате $2000 только $25 млн будет уходить на фонд оплаты труда. «Прибавить налоги, развитие территории, банковские проценты... Только чтобы уходить в ноль, годовой оборот должен быть не менее $100 млн». И подытоживает: «В среднем от идеи мы должны иметь не менее 300%, иначе инвестиции нецелесообразны».
Пока в апартаментах живут и творят в основном друзья и родственники Левченко. 82-летний художник Николай Бурейченко подарил хозяину картину, нарисованную им в инновационном центре. Левченко теперь собирается ее продать. Был здесь режиссер Сергей Арцыбашев — золотая табличка с его именем красуется у входа в пустые апартаменты. На другом этаже еще одна памятная доска: заслуженный юрист России Левченко Николай Павлович. Это старший брат строителя, работает сейчас над концепцией развития инновационных городов по всей стране.
Александр Левченко обещает, что инновационный центр в Кратово долго пустовать не будет. Но проект, похоже, уже принес нужные ему результаты. Бизнесмен получил доступ в Кремль, на совещания по развитию инноваций. Недавно на одном из таких мероприятий он даже вызвал гнев автора концепции сколковского иннограда Владислава Суркова. Левченко хвастался готовым инновационным центром, расписывая все возможности для труда и отдыха. Упомянул баню, и тут замглавы администрации президента не выдержал: «Мы о науке паримся, а вы тут в баню приглашаете!» Левченко не обиделся. Баню тут же в шутку переименовал в честь Суркова и теперь ждет предложений от субъектов федерации по строительству инновационных городков.
Как насчет заселения апартаментов инноваторами? Бизнесмен заверяет, что активно занимается поисками «квартирантов». Недавно, например, даже заключил договор с риелторским агентством.