Что может заменить отдел маркетинга
Задумав создать свой бизнес — досуговый клуб, — выпускник РГГУ Михаил Бланк понимал, что ресурсов у него мало. На фокус-группы точно не хватит. Поэтому он разместил в своем блоге на LiveJournal.com несколько набросков логотипов для клуба и попросил профессионалов оценить их. В итоге получил готовый логотип бесплатно.
Так называемый краудсорсинг (crowd — толпа, source — источник), позволяющий сэкономить деньги на поиске идей, пользуется все большей популярностью. Например, на портале онлайновых конференций Ted.com многие видеовыступления переведены добровольцами уже на 80 языков. Очное участие в событиях TED платное, но записи находятся в свободном доступе.
В России подобных проектов пока мало. Один из них — интерактивное творческое агентство E-Generator, созданное в 2001 году и принимающее заказы на маркетинговые и рекламные кампании. Среди его клиентов — Unilever, «Яндекс», «Лаборатория Касперского», Русская служба BBC и даже политические партии. На портале E-Generator зарегистрировано около 40 000 фрилансеров. За лучшую идею автору платится гонорар — всего несколько тысяч рублей. Дальше за ее воплощение берется агентство.
Над решением вашей задачи могут потрудиться люди не только из России, но и со всего мира. Так, Hypios.com и OneBillionMinds.com помогают найти идеи в любой сфере — от дизайна до научных разработок; Redesignme.com генерирует дизайнерские решения; Ideabounty.com, Atizo.com, CrowdSpring.com и Spudaroo.com специализируются на маркетинге. Можно попробовать создать и собственное комьюнити для обмена идеями — по примеру Fiat и Starbucks. На сайте Fiat Mio с момента запуска в начале 2009 года около двух миллионов посетителей разместили более 10 000 решений и идей относительно автомобилей будущего. На сайте Mystarbucksidea ежедневно публикуются сотни предложений и замечаний о рецептах кофе, дизайне интерьера и т. д. Поскольку он работает в открытом доступе, идеи оттуда может взять любая сеть кафе. Кстати, такой способ удержания клиентов более результативен, нежели ведение книг жалоб и предложений, в которые редко кто заглядывает.