Почему спрос на современное искусство должен вырасти ВЛАДИМИР ОВЧАРЕНКО, ВЛАДЕЛЕЦ ГАЛЕРЕИ «РИДЖИНА»
Вкладывать средства в искусство (тем более современное) — чистое сумасшествие. Поговорите с любым инвестиционным банкиром, и он приведет вам тысячи резонов, почему это так. Но не безумие ли вкладывать деньги в хедж-фонды, которые тот же банкир вам предложит взамен? Разобраться в их инвестиционных идеях и механизмах работы зачастую может только инвестор, сочетающий в себе университетские знания математики, дедуктивные способности Шерлока Холмса и удачливость победителя в казино. Основной довод для принятия решения — это track record управляющего, доходность, полученная им за последние несколько лет. В 2008 году все мы убедились, что успешность инвестиций в прошлом не гарантирует высокие доходы в будущем.
Не гарантирует хорошего дохода и покупка произведений искусства. Мой собственный опыт говорит о том, что успешная покупка картины или скульптуры — дело непростое, тем не менее доступное большинству читателей Forbes.
Давайте запасемся терпением и постараемся получить удовольствие от процесса. Посещение выставок в музеях, галереях и биеннале по всему миру, изучение каталогов, беседы с художниками, кураторами и галеристами — увлекательное времяпрепровождение, не требующее к тому же больших затрат. Если заниматься этим постоянно, появится определенное субъективное представление о мире искусства и любимые авторы. Где-то на этом этапе и возникает желание приобрести понравившееся произведение.
Покупаем то, что нравится, — это закон! Это гарантия удовольствия от общения с искусством, когда картина окажется на стене. Если первая покупка оправдывает ожидания, появляется желание продолжить — возникает небольшая коллекция, а дальше все индивидуально, некоторые не могут остановиться. Они и получают основные дивиденды, как моральные (коллекция разнообразная — можно постоянно менять работы и получать новые впечатления), так и материальные (диверсификация всегда полезна, что-то растет в цене, что-то падает, но в целом тот, кто покупает раньше, выигрывает больше). Инвесториентировка моя такая: главное — удовольствие от общения с искусством, это и есть ваши проценты на вложенные деньги, а если через несколько лет окажется, что цены на работы из собранной коллекции выросли, выигрыш окажется двойным.
Сложнее с чистым инвестированием. До сих пор единственным примером успешного инвестиционного арт-фонда был пенсионный фонд компании British Rail. Он начал работать на арт-рынке в 1974 году, вложив в общей сложности £40 млн ($69,4 млн по сегодняшнему курсу, без учета инфляции), или 2,9% своего портфеля. Фонд продал свою коллекцию в конце 1980-х — и очень вовремя: после того как лопнул пузырь на рынке акций и недвижимости Японии, рухнул и разогретый японцами арт-рынок. Среднегодовой доход фонда от арт-инвестиций составил 11,3%.
Какие инвестиционные идеи актуальны сейчас? Рынок российского современного искусства сильно пострадал во время кризиса — коллекционеры «зашили карманы», покупателей поубавилось вдвое. Но его теперешнее состояние открывает и новые возможности.
Одна из причин, которая неминуемо будет влиять на рынок, — начавшаяся смена поколений. Люди, воспитанные на учебниках литературы с иллюстрациями передвижников и сумевшие заработать свои капиталы в 1990-е, постепенно «уходят на покой». Появляется больше времени на культурные интересы — почему бы не заняться коллекционированием? На смену идет поколение образованных, проживших молодые годы в Лондоне, Нью-Йорке или Женеве. Для них современное искусство — the must, они не представляют без него жизни в большом городе. Первые ласточки в Москве: ЦСК «Гараж» 29-летней Даши Жуковой, Baibakov 24-летней Маши Байбаковой, «Винзавод» Софьи Троценко. За девушками-трендсеттерами последуют и другие.
Новые возможности открывает и уход Лужкова с поста мэра Москвы. Его консервативный вкус (Шилов — Андрияка — Церетели) сильно мешал процессу. Но приход нового не остановить. Верим в это, работаем на это и любим родной город. Здесь и сейчас!