Зачем президент группы «Ланит» Георгий Генс собирает книги ручной работы
Если бы матерый букинист увидел, как Георгий Генс хранит свои livres d’artistes, он, наверное, пришел бы в ужас. Livres d’artistes не просто антикварные книги. Иллюстрации для них заказывались знаменитым художникам и печатались вручную (отсюда и название — «книги художников»). Как правило, они не переплетались, а листами укладывались в папки и издавались маленькими тиражами — несколько десятков или сотен экземпляров. У Генса эти редкости стоят на обычных стеллажах между кабинетом и ванной комнатой, разложены по ящикам в шкафах в спальне. «Я собираю их, чтобы смотреть, а не беречь для аукциона», — поясняет хозяин.
Как и многие бизнесмены, глава «Ланита» — одной из крупнейших IT-компаний России с выручкой 28 млрд рублей — поначалу покупал картины. Самые первые приобретения он сделал еще в 1980-х, когда руководил отделом в хозрасчетном НИИ. Но коллекционером живописи так и не стал. По словам Генса, настоящий коллекционер следует определенной цели. Он же покупал то, что нравилось, и только если у картины был бесспорный провенанс (например, ее продавали наследники) и обоснованная цена. Поэтому на стенах его квартиры полотна Кончаловского, Фалька, Серебряковой и Тулуз-Лотрека соседствуют с работами современных художников.
С livres d’artistes все обстоит по-другому. Георгий Генс хочет собрать как можно больше «знаковых» изданий — таких известно порядка 250–300. У него уже есть 120 книг. Среди них, например, «Божественная комедия» в шести томах с рисунками Дали, «Улисс» от Матисса и обе кэрролловских «Алисы», иллюстрированные Максом Эрнстом.
Впервые «книгу художника» Генс увидел пять лет назад, когда знакомый показал ему мемуары Казановы в оформлении Дали — подарок жены на день рождения. Общаясь с другим приятелем — гендиректором «Микроинформа» Борисом Фридманом, — Генс упомянул эту книгу. И услышал: «Могу найти тебе такую». Оказалось, Фридман давно коллекционирует livres d’artistes и знает едва ли не всех дилеров. За Dali illustre Casanova Генс выложил $15 000, всего же потратил на коллекцию свыше $2 млн. Ее жемчужина — «Мертвые души» с офортами Шагала (на аукционах цена книги достигает $100 000).
Георгий Генс считает свое собрание крупнейшим в России. Впрочем, других коллекционеров livres d’artistes владелец «Ланита» и не знает: «Такое ощущение, что никто у нас больше этим не занимается». Почему он сам, делая деньги на компьютерах и системной интеграции, увлекся столь архаичными носителями информации? Генс призадумывается и отвечает: наверное, потому, что он родом из того времени, когда хорошие книги ценились очень высоко. К тому же livres d’artistes — перспективная тема. Цены на живопись сейчас неоправданно высоки, арт-рынок переполнен фальшивками. «Книги художников» не подделывают. Наоборот, их разделяют на листы, которые выставляют по отдельности в галереях и на аукционах. Одна такая книга, распроданная по иллюстрациям, приносит 200–300% прибыли.
Так, в апреле 2010 года на букинистических торгах Christie’s рисунок Дали из «Казановы» ушел за $4700, акварель из «Божественной комедии» — за $6400 (к слову, в первом издании насчитывается 14 иллюстраций, во втором — 100). Генс говорит, что, как бизнесмен, не любит неразумных трат и учитывает инвестиционный аспект в коллекционировании. Но все-таки для него важнее эмоции, которые он получает от своего хобби.
Со словами «Разве это не впечатляет?» Георгий Генс раскрывает папку высотой в полметра — La Genese с литографиями Андре Ланского. Иллюстрации в ней чередуются с кусками текста, которые сами по себе — цвет и форма букв, фон страниц — смотрятся как художество. La Genese («Книга Бытия») была выпущена в Париже в 1966 году тиражом всего 125 экземпляров. Сколько их сохранилось, неизвестно. Livres d’artistes Ланского, так же как Дали, Миро, Шагала и Вламинка, продаются по листам в галереях по всему миру от Нью-Йорка до Москвы. Президент «Ланита» гордится, что у него все они имеются целиком. Даже издания, снабженные дубликатами иллюстраций — специально для того, чтобы при желании вставить в рамку, — он не решается делить на части.
«Когда я показываю книги гостям, их потом бывает сложно отвлечь чем-то другим, — рассказывает Генс. — Если так, значит я собираю не бессмысленные вещи».