Как выжать из облигаций максимальный доход? Управляющий директор БКС Владимир Солодухин, кажется, знает ответ
У управляющего директора УК «Брокеркредитсервис» Владимира Солодухина нет отдельного кабинета. Его рабочее место рядом с трейдерами и аналитиками его компании. Это позволяет ему быть в курсе новостей, оперативно принимать решения о покупке или продаже ценных бумаг. Без этого хорошим управляющим не стать, уверен Солодухин. Его хозяйство — 10 паевых фондов, и девять из них обыгрывают соответствующие индексы на протяжении последнего года.
Один из лучших фондов БКС — «Фонд национальных облигаций» с активами 165 млн рублей. За три года (по состоянию на конец первого полугодия 2010 года) фонд показал лучшую доходность среди ПИФов облигаций — 70,7%. Этот результат выше, чем трехлетняя доходность многих российских фондов акций. Средняя доходность ПИФа с 2006-го по 2010 год — 20,2% годовых, несмотря на кризис 2008 года. За все время существования ПИФа в нем не было ни одного дефолта по ценным бумагам.
На фондовый рынок Солодухин попал случайно. Студент физико-технического факультета Московского института электронной техники, он в начале 1990-х подрабатывал бухгалтером. Друг попросил его перевести книгу американского миллионера Тоби Крейбла, посвященную активной торговле фьючерсами. Солодухин увлекся этой темой и решил сам попробовать свои силы на бирже. Первые сделки — с фьючерсами на курс рубля к доллару — он проводил в 1995 году на Московской товарной бирже.
В начале 2000-х Солодухин работал на разных должностях в группе компаний «Тринфико», а в 2006 году ему предложили перейти в БКС, развивать в том числе направление паевых фондов. Тогда у компании было пять небольших паевых фондов с активами 400 млн рублей. Сегодня активы ПИФов БКС превышают 1 млрд рублей.
У Солодухина очень удачное для управляющего сочетание навыков — аналитика с математическим образованием, дотошного бухгалтера и успешного трейдера. Выбирая облигации или акции в свой фонд, он не делает ничего необычного, просто проводит более тщательный анализ, чем другие управляющие.
Солодухин рассказывает, в общем, классические вещи инвестиционной теории. Он использует для выбора бумаг подход top-down, вначале выбирая отрасли для инвестиций, а потом уже конкретные облигации с хорошими прогнозами по кредитному качеству, доходности, ликвидности и степени риска. За простой на первый взгляд формулой скрывается целое расследование.
Для оценки перспектив отрасли Солодухин пользуется математическими моделями. Еще осенью прошлого года они показывали, что возрастающий объем потребления стали в Китае вызовет рост цен на сырье во всем мире, а это приведет к росту стоимости бумаг металлургических компаний.
Солодухин рискнул и вложил 13% портфеля в облигации «Мечела» и 14% в облигации «дочки» «Евраза» — «Сибметинвест», компании с одной из самых высоких в отрасли долговой нагрузкой. За год бумаги выросли в цене на 18% и 13% соответственно. В металлургическую отрасль Солодухин инвестировал треть портфеля фонда.
Выбрав отрасль и присмотрев интересную бумагу, Солодухин проводит тщательный юридический и кредитный анализ не только выпустившего облигацию эмитента, но и его поручителей. Например, осенью 2006 года внимание Солодухина привлек скандал вокруг выпуска облигаций холдинга «Синергия» — производителя спиртных напитков. Тогда поручителями по займу выступили компании, в которых «Синергия» являлась миноритарным акционером. Это было незаконно. Другой акционер компаний–поручителей, «Росспиртпром», грозился аннулировать эмиссию в суде.
Солодухин, изучавший ситуацию, нашел в законодательстве положение, согласно которому срок исковой давности по таким спорам не может превышать трех месяцев с момента регистрации эмиссии. На тот момент этот срок уже истек. Получив подтверждение своей теории у юристов, он купил максимально допустимое количество облигаций «Синергии» — около 15%, предположив, что они начнут расти в цене, когда споры улягутся. За два месяца облигации выросли на 10,5%.
Солодухин считает, что достаточно тщательно взвешивает риски, оценивая бумаги, а потому не сильно заботится о диверсификации. В фонде облигаций обычно не больше 12 бумаг. По состоянию на 30 июня 2010 года кроме «Мечела» и «Сибметинвеста» в портфеле фонда наибольшую долю составляли облигации «Башнефти» (13%), АФК «Система» (10,6%), МРСК ЮГА (9,6%). Около 30% вложено в ликвидные облигации первого эшелона — «Лукойла» или «Газпромнефти». «Это для того, чтобы при необходимости быстро выйти в деньги», — объясняет Солодухин. Акций в фонде нет.
Он не всегда держит облигации до погашения, ориентируясь на движения рынка или новости эмитентов. Если ситуация подсказывает, что вскоре они могут упасть, он продает. Управляющий внимательно изучает отчеты ВТБ, Renaissance Capital, Credit Swiss, UBS, Deutsche Bank, «Тройки Диалог». Он требует от своих подчиненных как можно чаще общаться c IR-менеджерами эмитентов и передавать ему все слухи, циркулирующие на рынке.
Так, в апреле 2008 года Солодухин обнаружил, что прибыль двух поручителей компании «АЛПИ-Инвест» (финансовое подразделение сети гипермаркетов АЛПИ) нулевая. После выяснения обстоятельств оказалось, что владелец компании направил часть принадлежащей поручителям прибыли в девелоперский бизнес, который не принес ожидаемых доходов. Для Солодухина это стало сигналом к продаже облигаций «АЛПИ-Инвеста». Он оказался прав — в сентябре компания не расплатилась по обязательствам, что стало первой ласточкой дефолтов после падения фондового рынка в 2008 году.
Тогда эта история напугала Солодухина. Он посчитал, что на рынке недвижимости надулся пузырь, который грозит всем финансовым рынкам, и решил выйти в деньги, распродав и погасив 80% имевшихся в портфеле облигаций к августу 2008 года. Когда через месяц рынок упал, Солодухин скупал облигации «Лукойла» и «Газпрома» с 60%-ным дисконтом.
Солодухин не любит выражение «играть на бирже». Говорит, что тут не играют, а работают. Могут ли выполнить его работу частные инвесторы? Да, но им стоит иметь дело только с эмитентами, готовыми присылать свои квартальные отчеты всем акционерам. Так поступают крупные компании. Поэтому доля малоликвидных бумаг в портфелях частных инвесторов не должна превышать 30%, говорит управляющий. Что еще он рекомендует? Облигации сегодня дороги, поэтому заработать на росте котировок не получится. Стоит покупать бумаги с высокими купонами (выше 10%) с длительными сроками погашения (до трех лет), которые позволят пережить снижение цен. Этим условиям удовлетворяют, например, облигации Россельхозбанка, «Башнефти» и РЖД.