Борис Паньков долго помогал конкурентам совершенствовать системы контроля топлива. Сумеет ли он теперь потеснить их?
Борис Паньков, основатель компании «Омникомм», которая производит датчики и системы контроля топлива, уверяет, что стереотип «больше всего воруют дальнобойщики» ни имеет ничего общего с реальностью. У них приписки минимальны: груз и расстояния известны. «В других отраслях контролировать объем работ сложнее. Рекорд нашего клиента — обнаружение приписок работы асфальтоукладочного катка и соответственно расхода топлива на 80%», — говорит Паньков.
Пресечением воровства бензина Паньков занимается с 1998 года. Идея возникла во время работы в компании «Комбеллга», где он курировал направление по установке спутниковых систем, определяющих местоположение автомобиля. Общаясь с клиентами, он понял, что для них актуальна и проблема контроля топлива. Уволившись, Паньков стал конструировать первые системы контроля топлива. Устройство представляет собой черный ящик размером с сигаретную пачку, который устанавливают на автомобиль, — оно сводит воедино показания приборной панели о скорости, пробеге и уровне топлива в баке. Проанализировать данные черного ящика можно, перекачав их в компьютер.
Первыми клиентами стали международные перевозчики: водители часто заправляли полный бак за свои деньги перед самой границей, а затем обналичивали деньги с топливной карты в Европе, где цена за топливо была вдвое выше. Система Панькова позволяла быстро вычислить, где шофер заправлялся. Но на МАЗах и КамАЗах точность заводских датчиков уровня топлива, к которым «привязывалась» система Панькова, оставляла желать лучшего. «Мы поняли, что расширять бизнес без собственного датчика не сможем», — говорит Паньков.
В 2003 году компания выпустила прибор, похожий на большой гвоздь: стержень-острие опускается через специально проделанное отверстие в бак, а в шляпке располагается электронная начинка, подсоединяемая к системе контроля. Чтобы расширить рынок сбыта, Паньков решил сделать датчик универсальным: его можно использовать не только в системах, выпускаемых «Омникоммом».
Продукт (цена около $300) получился удачным. «Датчик можно подключить куда угодно», — говорит Иван Котов, технический специалист компании «СКАУТ», которая использует приборы «Омникомма» в своих системах контроля топлива. Погрешность составляет порядка 1%, в то время как у аналогов — белорусского «ДУТ-Е», российских «Стрелы-Ч» и «УЗИ» — она может доходить до 5%.
Паньков открыл два филиала — в Эстонии и Аргентине — для продаж на зарубежных рынках. Датчики «Омникомма» используют, например, железнодорожники острова Маврикий и перевозчики Ганы. На подходе контракт с индийским автопроизводителем, который собирается комплектовать приборами все 60 000 грузовиков, сходящих ежегодно с конвейера. «Мы изначально ориентировались на то, что наибольшим потенциалом обладают страны с низкой заработной платой. Там интересно украсть», — объясняет он.
За последние пять лет выручка фирмы выросла почти в девять раз, превысив 240 млн рублей. В 2009 году компания Панькова продала более 26 000 датчиков, а вот готовых систем контроля, маржа по которым в два раза выше, всего 10 900.
Между тем рынок устройств, использующих спутниковую навигацию, бурно растет. К 2014 году, по расчетам компании «Открытие», уже 17% коммерческого парка будет оснащено GPS или ГЛОНАСС (сейчас всего 3%).
Как вернуться на перспективный рынок? Паньков в срочном порядке выпустил новинку: теперь данные о перемещениях машины и сливах бензина можно наблюдать в режиме онлайн. Но в СНГ системами контроля топлива торгуют более 200 компаний. Предприниматель начал перестраивать систему продаж.
Первая задача — максимально быстро нарастить дилерскую сеть. Паньков разработал для партнеров программу «Заряди свой бизнес». Оборудование «Омникомма» недешевое — комплект на одну машину стоит 18 000 рублей. Зато дилерам начиная с третьей покупки предоставляется товарный кредит.
«Омникомм» централизованно рекламирует систему и помогает дилерам в регионах развивать бизнес. После трех месяцев успешной работы с партнером ему создают персональную страницу на сайте компании, частично оплачивают участие в выставках. В случае отказа оборудования в гарантийный период «Омникомм» берет на себя выплату компенсации.
Компания проводит бесплатные курсы по установке и продвижению продукции. Одна из рекомендаций продавцам — не использовать для наглядных расчетов экономии сложных таблиц в Excel. «Транспортники любят работать на калькуляторах», — говорит Паньков.
Итог годовой маркетинговой программы: с компанией Панькова сейчас сотрудничает около 50 фирм.
По данным аналитической компании «АСМ-холдинг», в 2009 году продажи грузовых автомобилей упали на 70%. Но все больше компаний стремятся контролировать расход топлива, на эту статью приходится до 40% затрат на эксплуатацию транспорта. Один из партнеров «Омникомма», директор ярославской компании «Продвижение» Сергей Голубков говорит, что установил на свои грузовики системы Панькова и расходы сократились на 20%.
По прогнозам «Омникомма», в 2010 году будет продано порядка 1500 новых, онлайновых систем, а в планах на 2012 год — рост этого показателя в 10 раз. «Люди стали считать каждую копейку. Лет семь на то, чтобы снять сливки с рынка, у нас есть», — говорит Паньков.