К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Дао Гарварда


«Новые китайцы» платят сотни тысяч долларов для подготовки своих отпрысков к учебе в лучших американских 
университетах

Представьте, что вы первый день в Гарварде и только начали знакомиться с соседями по общежитию. Вот парень, у которого после имени и фамилии стоит аристократическая пометка «Седьмой», все его предки, носители предыдущих цифр, учились в Гарварде. А вот девушка, чей отец — президент Университета Западного побережья, и молодой человек, имя которого выгравировано на одном из учебных корпусов.

Возможно, скоро к этим отпрыскам американской элиты присоединятся Говард Гу и Юлиус Гао из Шанхая. Гу и Гао сейчас по 16 лет, они наследники крупных промышленных предприятий, сыновья предпринимателей, потративших почти $200 000 на программу подготовки к престижному американскому университету. За эти деньги специальные образовательные учреждения Китая в течение нескольких лет готовят подростков не только к поступлению в университет (таких программ масса), но и к успешной учебе. В программу входят занятия по выходным, летние школы и поездки небольших групп в Америку за три или четыре года до начала учебы в колледжах США. Преподаватели возникшей два года назад Академии лидерства в Шанхае — это в основном недавние выпускники лучших университетов Китая. Преподавание индивидуальное и совсем не в духе конфуцианства: классы очень маленькие, и ученики спорят с учителями.

Чтобы понять, какая атмосфера царит на уроках, достаточно ненадолго заглянуть в класс. Дело происходит жарким июльским утром. Учитель Ли Юнь принимает зачет по английскому языку. «Я не думаю, что это верный выбор. Мне кажется, вы что-то упустили из виду», — говорит преподавателю Гу, когда его ответ в контрольной работе не совпал с правильным. Ли, обладающий магистерским дипломом Нанкинского университета, терпеливо объясняет Гу, почему тот не прав. Гу так легко не сдается: «Я не думаю, что правильный ответ можно узнать таким способом». (И все же он не прав.)

 

Семья Гу руководит одной из крупнейших в Азии компаний по поставке оборудования для супермаркетов, среди клиентов которой Carrefour и Tesco, и Говард надеется со временем сам возглавить этот бизнес. Семейный бизнес Гао играет заметную роль на внутреннем рынке электроники и недвижимости, и Юлиус мечтает после университета устроиться в инвестиционный банк. Для богатых семей, которые хотят, чтобы их отпрыски унаследовали бизнес-империи, $200 000 за диплом ведущих американских университетов не слишком высокая цена, и их не смущают сравнимые по размеру расходы на подготовку к учебе.

Подготовительные программы — новая китайская мода, санкционированная партией и правительством: курсы для представителей «второго поколения богатых» недавно даже освещались в государственной прессе, где отмечалось, что золотой молодежи предстояло среди прочего обучиться передаче управления и партийной лояльности (уроки организованы Народно-освободительной армией Китая). Эта молодежь немного отличается от так называемых князьков, детей политических лидеров, которые уже давно учатся в университетах «Лиги плюща» и прославленных британских заведениях. Их фамилии — Ван, У, Бо и, возможно, Ху и Вэнь.

 

Отличаются Гу с Гао и от девушки Лю Итин из провинциального китайского города, которая сама поступила в Гарвард. Она прославилась в 2000 году, когда ее родители опубликовали книгу-бестселлер о том, как они ее растили, чтобы она стала студенткой самого известного среди китайской интеллигенции американского университета. Лю работает теперь в Нью-Йорке: сначала она занималась консалтингом по менеджменту, а затем — в области прямых инвестиций.

Китай уже прошел стадию, когда в элитные западные университеты попадал один из миллиона. Сейчас тысячи студентов из привилегированных семей идут хорошо проторенной дорогой, эта система включает в себя не только элитные школы и воскресные подготовительные курсы. Они получают рекомендации по всему процессу поступления, включая натаскивание на интервью, иногда за них даже пишут эссе — этот трюк, как говорят, проходит с американскими университетами второго ряда, куда поступает не так много китайцев.

Примечательно, что у нового богатого поколения в Китае есть классовые враги. Академия лидерства, которая по-китайски называется Цзэди Чуаньэн Цзяоюй, или в грубом переводе «Образование славы семейного наследия», разрешила корреспонденту Forbes присутствовать на занятиях и взять интервью у Гу и Гао, двух из 17 нынешних учеников, только при условии, что их китайские имена (Говард и Юлиус — американизированные прозвища) и названия компаний их родителей не будут раскрыты.

 

Один из основателей академии, Чжоу Ливэй, уроженец провинции Цзянсу, окончивший престижный Пекинский университет, говорит, что понял ценность гуманитарного образования в США, когда посещал американские университеты в 2001-м и 2002 годах. Гу, со своей стороны, уверен, что академия — это только часть его занятий в свободное от учебы в элитной шанхайской школе время. Он также «учится вести бизнес», помогая своему старшему брату продавать вино (в основном родителям своих одноклассников). «Это приносит мне немного денег на карманные расходы, — говорит молодой человек с озорной улыбкой, — потому что акции, которые я купил, упали». Кажется, он уже готов к первой неделе в Гарварде.

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+