Выбор редакции
Чистые институты в коррумпированной среде
На фоне всего того, что мы знаем о России XVIII века — эпохи Меншикова и Бирона, казненного за воровство губернатора князя Гагарина и мелких чиновников, которым официально предписывалось «кормиться от дел», — обнаружение института, чистого от мздоимства, тянет на маленькую сенсацию.
Изучая Сухопутный шляхетный кадетский корпус с момента его основания в 1731 году до воцарения Екатерины II в 1761-м, я накопил базу данных по выпускникам этой самой элитной школы своего времени. Примерно по 800 молодых дворян мы знаем уровень благосостояния родителей (по числу «душ мужского пола»), чин отца и чин, с которым был выпущен из корпуса сын. О том, насколько важно было в то время для молодого дворянина получить более высокий чин, достаточно написано в классической литературе. Вопрос в том, насколько богатство и высокое положение отца повышало карьерные шансы сына.
Мой коллега из РЭШ Салават Габдрахманов провел необходимые вычисления — и результат состоит в том, что чин, получаемый дворянином при выпуске, никак не зависел ни от богатства, ни от положения на служебной лестнице его отца. Если родители и пользовались коррупцией или административным весом, чтобы обеспечить сыну более выгодные стартовые позиции, систематического характера это явление не имело.
Объяснения тут возможны разные. Вот одно из них: основателем Кадетского корпуса был немец, фельдмаршал фон Миних. Немцами были и большинство офицеров и преподавателей. Быть может, хотя бы немцам, хотя бы в рамках одного отдельно взятого учебного заведения удалось создать меритократическую систему, неподвластную влиянию коррупции? Если так, то окажется, что коррупция в России не неизбежна — надо просто-напросто подбирать честных людей, хотя бы даже и немцев.
— Игорь Федюкин, директор по прикладным исследованиям РЭШ
Что угрожает Иннограду
Меня беспокоит решение географически обособить Инноград. Кремниевая долина в Калифорнии — это не одно конкретное место, а территория площадью около 10 000 кв. км. Благодаря близкому расположению ведущих вузов России уровня Стэнфордского университета — Физтеха, Бауманки, МГУ — и многолетним инвестициям в развитие технической базы в Москве довольно много талантливых людей, которые могут за час-полтора добраться до Сколково. Им не обязательно постоянно жить там. Инноград правильнее воспринимать как некий условный центр модернизации. Мне кажется, обосабливать эти 300 га земли неправильно. Строительство Сколково должно продемонстрировать, что в нашей стране престижно заниматься технологическим предпринимательством. Для профессионалов сферы IT выбор страны — это своеобразный шопинг. Они выбирают место для размещения штаб-квартиры или будущего трудоустройства, обращая внимание на условия работы, качество жизни, развитость инфраструктуры. Но одновременно это и моральный выбор. Внимание государства, бизнеса и общественности к Сколково увеличивает вероятность того, что российские IT-специалисты будут мотивированы остаться в своей стране, а не уехать за границу при первом удобном случае. Вся эта пропагандистская кампания повышает сознание собственной значимости и полезности у людей, работающих в сфере высоких технологий.
— Сергей Белоусов, основатель компании Parallels
Полностью эти и другие колонки наших авторов читайте на сайте www.forbes.ru