Руководители банков, пострадавших в кризис, вышли сухими из воды. Впрочем, один из них все-таки был под следствием
Связь-банк стал одной из первых и крупнейших жертв кризиса. Осенью 2008-го банк перестал платить контрагентам на фондовом рынке, за считаные дни дыра в его балансе достигла 60 млрд рублей. Спасать Связь-банк государство в срочном порядке отрядило ВЭБ, на са-нацию было потрачено 125 млрд рублей.
За полгода до этих событий банк возглавила бывший первый зампред Сбербанка Алла Алешкина; она сменила Геннадия Мещерякова, который руководил Связь-банком четыре года с весны 2004-го. В банке Алешкина появлялась редко, разобраться в оставленном наследстве не успела, да и, судя по всему, разгрести завалы за такой короткий срок было сложно.
При Мещерякове Связь-банк превратился в инвестиционную компанию, проводившую рискованные операции с ценными бумагами. Через десяток технических фирм (чтобы скрыть операции от Центробанка) Связь-банк покупал акции, закладывал их, заключая сделки репо, на полученные деньги снова приобретал ценные бумаги и т. д. Как только фондовый рынок начал падать, пирамида обрушилась. Еще в августе 2008-го, до острой фазы кризиса, чистый убыток Связь-банка составил 770 млн рублей.
Помимо рискованных сделок с ценными бумагами Связь-банк выдал 55 млрд рублей необеспеченных ссуд, а просроченная задолженность по кредитам физических лиц на начало 2010 года составляла заоблачные 50,1% — абсолютный рекорд для российского рынка: четыре частных клиента не вернули банку 1,2 млрд рублей.
Когда в Связь-банк пришла команда ВЭБа, Алешкина уволилась и, как говорят ее знакомые, уехала за границу. Что стало с Мещеряковым? Бывший глава Связь-банка едва ли не единственный российский банкир, привлеченный к уголовной ответственности за профессиональную деятельность. Как стало известно Forbes, осенью 2009-го юристы Связь-банка направили в Генпрокуратуру заявление с просьбой разобраться в деятельности Мещерякова на посту главы банка. Генпрокуратура возбудила уголовное дело, которое потом было закрыто.
«В момент возникновения проблем в банке я там уже не работал, — говорит Мещеряков. — После я общался со следователями, мне задавали вопросы как бывшему руководителю банка. На сегодняшний день никаких уголовных дел, связанных с моим именем, уже нет». Недавно Мещеряков назначен финансовым директором авиакомпании «Атлант-Союз». Гендиректора авиаперевозчика Евгения Бачурина вопрос Forbes об уголовном деле Мещерякова удивил: «Он же не под арестом находится».