К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Время private equity


Инвесторы в непубличные компании виноваты сами. Они раздавали деньги всем подряд - даже спортсменам

Теоретически инвестиции в непубличные компании (private equity) должны приносить больший доход, чем инвестиции в торгуемые инструменты, например акции.

Во-первых, компании становятся публичными, достигнув высокого уровня зрелости (исключения вроде пирамид и венчуров в период «высокой моды» не в счет). Публичным инвесторам достается акция на излете. За полгода после IPO 80% компаний показывают рост стоимости акций хуже, чем рынок.

Во-вторых, рынок торгуемых бумаг платит высокую дань брокерам. Комиссии за сделки, за управление, спреды и пр. оседают в банках. Цена вопроса — от единиц до десятков процентов от стоимости портфелей в год. Наконец, информация о торгуемой бумаге открыта, спрос на нее предъявляет множество инвесторов, и у цены нет потенциального «апсайда», связанного с увеличением круга инвесторов и потока информации.

 

Инвестиции в private equity недоступны большинству инвесторов напрямую. Тут нужно уметь анализировать множество компаний и договариваться о сделках с собственниками. Для этого нужны профессиональные менеджеры. С 1980-х годов число таких посредников растет экспоненциально. Многочисленные PE-управляющие только за нулевые годы собрали около $2 трлн. К кризису 2008 года индустрия подошла с $2,5 трлн, около $1 трлн не было проинвестировано.

А вот тут начинается практика. Средний доход PE-фондов в 1992–2009 годах составил… 2,6% годовых. Этот результат ниже, чем у фондов ликвидных акций (+7,5%) и даже чем у гособлигаций США (+3,5%).

 

Инвесторы, конечно, сами виноваты. Они раздавали деньги всем подряд — среди PE-менеджеров отметились выпускники MBA без опыта работы, инвестбанкиры средней руки, аналитики, а также журналисты, артисты и спортсмены. Приток денег шел на гребне цикла, когда активы были дороги, а кризис близок. Дешевизна денег в сочетании с дороговизной активов побуждала большинство фондов использовать кредитный рычаг. В кризис они не смогли обслуживать долг.

Но даже у опытных и честных менеджеров не все было в порядке. Как правило, фонды не формулировали никакой концепции, а стремились покупать все недооцененные компании. Менеджеры не могли быть специалистами во всех отраслях и обычно не являлись специалистами ни в одной. Они сами определяли численность сотрудников, и жадность брала верх: команды предельно сокращались, не оставляя шансов на качественную экспертизу. Как следствие — непонимание скрытых проблем, неспособность вести диалог с руководством компаний и другими акционерами.

На рынке доминировала ложная логика buy bad, create good, исходящая из уверенности в том, что менеджеры фонда смогут перестроить предприятие и управлять им лучше, чем его создатели или отраслевые менеджеры. Основной идеей было приобретение контрольных пакетов, означавшее отстранение существующих акционеров. Это не только ухудшало качество управления, но и формировало негативный естественный отбор — PE-фонды покупали только те компании, из которых акционеры хотели выскочить.

 

И все же сегодня лучшее время для PE за последние 30 лет. Перенасыщенность рынка деньгами ведет к дороговизне торгуемых активов и низким процентным ставкам, но перетекание средств в неторгуемые области еще не началось. Ликвидные рынки скоррелированы — невозможно построить диверсифицированные портфели. Окно возможностей на ликвидных рынках очень узкое.

Какова идеальная стратегия для PE?

Инвестирование необходимо начинать в 2010–2012 годах. Частные компании будут расти в цене быстрее публичных, в 2014–2016 годах возможности IPO будут очень широкими.

Каждый фонд должен строиться вокруг конкретной идеи. Менеджерами фонда должны быть лучшие в мире индустриальные команды, а не сейлз или банкиры. Такие команды даже необязательно «включать» на 100% — они могут управлять фондом параллельно с другими проектами.

Стоит покупать миноритарные пакеты, сохраняя существующих акционеров и менеджмент — причем инвестиции надо делать не в плохие компании, а только в лидеров рынка. Входить следует в компании и ситуации, предусматривающие выход в течение двух-трех лет — с ориентацией на IPO или продажу стратегу. Пяти-шестилетние планы ненадежны: мир слишком быстро меняется!

 

В таких фондах инвесторы должны очень хорошо заработать. В прошлом цикле 5% лидеров рынка приносили клиентам свыше 50% годовых! Конечно, и в новом цикле на пять разумно структурированных фондов найдется 95, повторяющих ошибки прошлого.

Автор — управляющий партнер УК «Третий Рим»

Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+