На музыку, кино, спортивные состязания и книги средний россиянин тратит $57 в год. На пиво в два с лишним раза больше
Мировая индустрия развлечений переживает не лучшие времена. У экстравагантной певицы Lady Gaga (№4 в рейтинге знаменитостей американского Forbes) в социальной сети Facebook 12 млн поклонников — больше, чем у президента США Барака Обамы (10,5 млн). Ее клип Bad Romance пользователи YouTube посмотрели 243 млн раз. Отличный результат. Но за эти услуги не надо платить, а что с платными продуктами? Последний CD певицы The Fame Monster с начала этого года продан на Западе тиражом свыше 1 млн. Продажи были бы больше, но из-за кризиса люди снизили объем потребления развлечений, в том числе стали меньше покупать музыки. Согласно отчету Международной федерации производителей фонограмм (IFPI), общие доходы звукозаписывающих компаний (электронный формат и CD) упали в 2009 году на 7,2%, до $17 млрд, продажи дисков в штуках упали на 12,7%.
В России тираж всех легально проданных дисков с песнями Lady Gaga составил мизерные 50 000. «Если бы не кризис, продали бы в пять раз больше», — вздыхает Дмитрий Коннов, гендиректор российского отделения Universal Music (обладает официальными правами на продажу CD и DVD Lady Gaga).
Кризис ударил не только по музыке, но и по кино, спорту, книгоизданию и пр. — всей индустрии развлечений. Российская экономика пострадала от кризиса больше экономик западных и многих развивающихся стран, то же можно сказать и о российском рынке развлечений. В 2009 году потребление упало, и, скорее всего, эта негативная тенденция продолжится. Согласно данным опроса ACNielsen, в 2010 году сократить расходы на домашние развлечения (видеоигры, покупка DVD и т. п.) решили 26% россиян, а расходы на развлечения вне дома (кино, спорт, концерты и т. п.) — 59% жителей нашей страны.
Самый большой рынок — киноиндустрия: сборы кинотеатров и продажа DVD. По данным журнала «Кинобизнес сегодня», кассовые сборы в российских кинотеатрах уменьшились в 2009 году на 11%, до $720 млн. В этом году, правда, ситуация улучшится (ожидаемые сборы — более $1 млрд), но исключительно за счет двух фильмов — «Аватара» и «Алисы в Стране чудес». Редактор отдела статистики журнала «Кинобизнес сегодня» Сергей Лавров допускает, что показатель 2010 года не удастся побить на протяжении многих лет. При этом доля российской кинопродукции в сборах неуклонно снижается, зрители не ходят на отечественные фильмы. Из вышедших в прокат за последние 15 лет 1150 российских фильмов окупились лишь 45.
Пару слов о DVD. Легально в России реализуется дисков на $400 млн, а большая часть продаж приходится на недорогую пиратскую продукцию — $1,6 млрд в год. И на этот сегмент кризис несильно повлиял.
Спортивные болельщики стали реже посещать стадионы. «Мне непонятно, почему на обычные матчи не ходит по 20 000–25 000 человек, — жаловался президент футбольного ЦСКА Евгений Гинер в интервью телеканалу «Россия 24», — самое страшное то, что я не могу найти причину этого». Средняя посещаемость матчей чемпионата России по футболу в 2009 году — 12 300 человек, на 900 человек меньше, чем в докризисном 2008-м. На покупку билетов на все спортивные соревнования, проводимые в России, жители страны тратят около $100 млн.
Меньше всего, пожалуй, кризис сказался на количестве концертных выступлений российских артистов — неудивительно, ведь надо же им как-то зарабатывать, учитывая падение спроса на легальные CD. Евгений Сафронов, генеральный директор информационного агентства InterMedia, оценивает рынок билетных концертов в $1 млрд (рост в 2009 году составил 5–10%, хотя ранее темпы роста выручки от продажи билетов были значительно выше). На Западе ситуация значительно хуже. «Двадцать лет назад артисты давали концерты, чтобы поддержать продажи CD, а теперь они дают концерты, чтобы заработать деньги, ну и пару дисков продать по случаю», — отметил Гэри Бонджиовонни, президент калифорнийской компании Pollstar в интервью The Independent. Pollstar подсчитала доходы от концертов в США. «Держитесь крепче, в первом полугодии 2010 года сборы от 100 крупнейших туров на 17% меньше, чем годом ранее», — сообщается на сайте компании.
Какое место в российской экономике занимает рынок развлечений? Для подсчетов мы выбрали сегменты, в которых выступают участники нашего списка знаменитостей — спорт, музыка, кино, шоу-бизнес и книгоиздание, а также учли пиратскую видео- и аудиопродукцию и заказные концерты — выступления артистов на корпоративных и частных вечерниках. С учетом теневой части объем рынка развлечений составляет $8,1 млрд, или 0,7% ВВП.
Среднестатистический россиянин тратит в год на покупку музыкальных дисков $14, на посещение концертов — те же $14, на кино (с учетом покупок DVD) — $20, на книги — $8, на спортивные мероприятия — $1. Итого: потребительская корзина на рынке развлечений составляет $57. Много это или мало? Для сравнения: на пиво среднестатистический россиянин тратит в год $138.
Для корректного сравнения с другими странами не будем учитывать теневую часть рынка развлечений, тогда он оценивается в $3,9 млрд, или 0,3% ВВП. Объем такого же рынка в США составляет $81 млрд (0,6% ВВП), во Франции — $14 млрд (0,5% ВВП), в Китае — $4,8 млрд (0,1% ВВП).
Потребительская корзина россиянина без учета пиратской продукции и корпоративных концертов дешевеет до $27 (музыка — $3, концерты — $7, кино — $8, книги — $8, спорт — $1). Средний американец тратит на развлечения $262, француз — $224, а китаец всего $4.