Какие убытки несут крупнейшие частные инвесторы, вложившиеся в российскую энергетику
Проведенное Анатолием Чубайсом расформирование РАО ЕЭС кажется уже далекой историей: энергетическая монополия была ликвидирована летом 2008 года. Однако последние сделки по покупке электростанций у государства частными компаниями были закрыты лишь этим летом. Реформа электроэнергетики дала российскому бизнесу шанс по-крупному заработать на распродаже государственной собственности. Согласно замыслу последнего председателя правления РАО ЕЭС в частные руки были переданы тепловые электростанции, энергосбытовые компании, строительные, проектные и другие сервисные подразделения РАО. Всего инвесторы, среди которых были компании многих участников «Золотой сотни», заплатили за активы РАО ЕЭС около $34 млрд. Эти инвестиции принесли им лишь убытки. Ведь распродажа энергоактивов произошла перед самым началом кризиса в 2008 году, а энергетический сектор российского фондового рынка пострадал от кризиса сильнее прочих. Если индекс РТС в июле 2010 года составлял 56% от максимальных показателей 2008-го, то «РТС-энергетика» — лишь 48%. Forbes оценил потери самых крупных покупателей.
МИХАИЛ ПРОХОРОВ
МИНУС $1400 млн
ПОТРАТИЛ $2100 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $470 млн
СУМЕЛ ВЕРНУТЬ $260 млн
Весной 2008 года Михаил Прохоров с небольшой премией к рынку приобрел акции ТГК-4, 25 электростанций которой расположены в 11 областях к югу и западу от Москвы. Сейчас акции компании не стоят и 30% уплаченного за них.
ВИКТОР ВЕКСЕЛЬБЕРГ
МИНУС $1100 млн
ПОТРАТИЛ $1680 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $610 млн
Компания «Комплексные энергосистемы» (КЭС, Вексельбергу принадлежит 90%) в ходе распродажи активов РАО приобрела акции четырех территориальных генерирующих компаний (ТГК), две из которых в итоге были возвращены государству. Под управлением КЭС оказались 70 электростанций в Поволжье и на Урале.
ЛЕОНИД ЛЕБЕДЕВ
МИНУС $520 млн
ПОТРАТИЛ $700 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $180 млн
В 2008 году Леонид Лебедев (сенатор от Республики Чувашия и владелец группы «Синтез») от имени консорциума, куда входили «Синтез» и немецкий концерн RWE, подал заявку на приобретение контроля на ТГК-2 (объединяет 16 ТЭЦ на севере европейской части России). Однако затем RWE вышел из проекта, и Лебедеву пришлось действовать самостоятельно.
ВАГИТ АЛЕКПЕРОВ
МИНУС $230 млн
ПОТРАТИЛ $330 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $100 млн
Вагит Алекперов инвестировал в приватизацию РАО ЕЭС через «Лукойл». Нефтяной компании сегодня принадлежит 100% ТГК-8 (21 электростанция на юге России). Идея в том, чтобы сжигать на своих станциях свой же природный газ, который добывает «Лукойл».
МИХАИЛ АБЫЗОВ
МИНУС $200 млн
ПОТРАТИЛ $250 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $50 млн
Михаил Абызов, несколько лет поработавший в должности заместителя предправления РАО ЕЭС, сосредоточился на скупке строительных и проектных организаций энергохолдинга. Приватизированные предприятия Абызов собрал в составе группы Е4. Ее акции на бирже не торгуются, консолидированная отчетность недоступна. Однако акции торгуемых компаний того же профиля за два года подешевели в разы.
ГРИГОРИЙ БЕРЕЗКИН
МИНУС $140 млн
ПОТРАТИЛ $200 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $60 млн
Главная инвестиция Григория Березкина в бывшие активы РАО ЕЭС — покупка пакета акций ТГК-14 (шесть электростанций в Забайкалье). Приватизацией это назвать сложно — Березкин выступает в роли младшего партнера государственной РЖД, которая и является крупнейшим потребителем продукции ТГК.
ВЛАДИМИР ПОТАНИН
МИНУС $110 млн
ПОТРАТИЛ $1000 млн
СУМЕЛ ВЕРНУТЬ $600 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $300 млн Владимир Потанин инвестировал в приватизацию РАО ЕЭС через ГМК «Норильский никель», который и купил ОГК-3 (шесть крупных электростанций). Позже около $600 млн отложенных на инвестиционную программу средств новый менеджмент ОГК-3 вернул инвестору. Деньги пошли на выкуп активов у структур Владимира Потанина. Сегодня Минэнерго требует «развернуть» сделку.
СЕРГЕЙ ПОПОВ И АНДРЕЙ МЕЛЬНИЧЕНКО
МИНУС $70 млн
ПОТРАТИЛИ по $110 млн
СЕГОДНЯШНЯЯ СТОИМОСТЬ $40 млн Не дожидаясь раздела РАО ЕЭС, Попов и Мельниченко активно скупали на рынке акции РАО и его региональных подразделений в Сибири. Для контроля над двумя ТГК в Восточной Сибири на приватизационных сделках пришлось докупить совсем немного. Почему Восточная Сибирь? Именно там расположены принадлежащие Попову и Мельниченко угольные предприятия.
Методика подсчета
Как «расходы» учтена стоимость акций генерирующих компаний, выделенных из состава РАО ЕЭС и проданных инвесторам в виде как прямой продажи государственного пакета акций, так и дополнительной эмиссии ценных бумаг. Расходы каждого из участников рейтинга рассчитаны пропорционально его доле в капитале компании, которая осуществляла приобретение акций. Нынешняя стоимость активов рассчитана исходя из текущих (на 07.07.2010) котировок акций в случае торгуемых на бирже компаний. В случае компаний, акции которых не котируются, использованы оценки аналитиков и сравнение с аналогичными котируемыми компаниями.