Бывшие владельцы ЮКОСа получат свободу самое позднее в 2012 году
Осень 2010 года пройдет в России под знаком дела ЮКОСа. Вопрос не сводится к тому, чем закончится второй процесс Ходорковского — Лебедева в Хамовническом суде Москвы. Дело ЮКОСа имеет более широкий контекст, его главный нерв — проблема ревизии политических и экономических итогов событий 2003–2005 годов. Дело ЮКОСа сформировало правила игры и баланс сил в российской политике, во взаимоотношениях государства и бизнеса. Любой его пересмотр влечет за собой слом основ и технологий ручного управления в политике и экономике.
Пересмотр дела ЮКОСа, как и суровый обвинительный приговор во втором процессе Ходорковского — Лебедева, вызовет реальные противоречия в правящей элите, для которой такой исход чреват запуском нового цикла передела власти и собственности. Наконец, дело ЮКОСа попадает в важный для российской элиты контекст перезагрузки отношений с Западом.
Часть граждан воспримет освобождение Ходорковского как свидетельство улучшения общественного и делового климата. Вырастет их доверие к государственным институтам и власти, политическая, в том числе и электоральная, активность. В то же время для значительной части населения пересмотр дела ЮКОСа может стать признаком ослабления государства, восстановления «власти олигархов». Вновь встанет вопрос о справедливости приватизации 1990-х, актуализируется проблематика «левого поворота», национализации сырьевой ренты и легитимации крупной частной собственности через дополнительные выплаты в бюджет.
Атмосфера таких массовых настроений, тем более на фоне проблем с госбюджетом, может, как и в 2003 году, предопределить всю повестку выборов 2011–2012 годов. Опросы «Левада-Центра» свидетельствуют: по мнению граждан, в иерархии институтов, влияющих на развитие страны, олигархи делят второе-третье место с правительством, уступая лишь президенту.
Неоднозначный ход второго процесса по делу Ходорковского — Лебедева в суде свидетельствует об отсутствии у власти готового сценария. Но запас времени у лиц, принимающих решения, небезграничен. Определенность должна быть достигнута до нового года, чтобы выбранный сценарий развития дела ЮКОСа был интегрирован и в электоральную кампанию 2011–2012 годов.
Сценариев развития дела ЮКОСа не так уж и много. Определяющими становятся два аспекта. Во-первых, получит ли Ходорковский свободу накануне парламентских выборов 2011 года, когда истекает срок заключения, установленный приговором по первому делу? Какая стратегия действий будет выбрана им после освобождения: жизнь в России или эмиграция; частная жизнь или активная общественная деятельность; степень участия в бизнесе и в политике? Это подводит нас ко второму аспекту: какие представления — компромиссные или конфликтные — о принципах урегулирования дела ЮКОСа возобладают как у власти, так и у Ходорковского и связанных с ним групп интересов.
Наименее вероятны радикальные сценарии. Прекращение второго дела (или оправдание подсудимых) и существенная ревизия экономических итогов первого дела и банкротства ЮКОСа, очевидно, будут восприняты правящей верхушкой как сценарий политической дестабилизации. Сценарий с жестким обвинительным приговором также маловероятен. Он поставит под сомнение восстановление диалога государства с бизнесом в контексте модернизации и будет противоречить логике перезагрузки отношений с Западом.
Реальный исход дела ЮКОСа лежит в пространстве между двумя другими сценариями. Первый предполагает освобождение Ходорковского в 2011 году, но без пересмотра первого дела ЮКОСа. Ходорковскому разрешат строить новый бизнес, но без вмешательства в политику. Такой исход возможен только в результате неформальных договоренностей внутри правящей элиты и между всеми субъектами дела ЮКОСа.
Второй сценарий переносит окончательное решение вопроса на послевыборный период. В этом случае следует ожидать мягкого приговора по второму делу с последующим помилованием вновь избранным президентом России в 2012 году. Сама же избирательная кампания 2011–2012 годов пройдет в этом случае на фоне новой антиолигархической волны, хотя и не достигающей такого подъема, как в 2003 году.
Автор — заместитель директора Института социальных систем