Партнеры мировых венчурных фондов дают советы начинающим предпринимателям, как презентовать свой проект инвесторам
Джереми Левайн, партнер венчурного фонда Bessemer Venture Partners (BVP)
Под управлением фонда $2 млрд, количество проектов приближается к 150 (в их числе, например, Linkedin). BVP отбирает для инвестиций 20–30 компаний в год. Чтобы отобрать стоящие, представителям фонда, по словам Левайна, приходится ежегодно выслушивать тысячи презентаций.
1. Никогда не посылайте венчурному инвестору толстый «бизнес-план». Если ваша концепция настолько сложна, что ее суть нельзя изложить в 15-страничной презентации, вряд ли эта идея понравится венчурному инвестору.
2. Сфокусируйтесь на трех ключевых вопросах, больше всего интересующих инвестора: команда, емкость рынка, уникальность вашего продукта. Если вы не можете внятно рассказать об этих трех вещах, инвестору нет никакого смысла тратить на вас время.
3. Не пользуйтесь корпоративным жаргоном. Все эти словечки создают ощущение «где-то я это уже слышал», даже если идея и вправду инновационная.
4. Во время разговора не зацикливайтесь на «конфиденциальности». Поверьте, что выгода от свободного обмена мнениями перевешивает риск того, что кто-нибудь украдет ваши идеи. Идеи стоят недорого, их воплощение в жизнь — куда дороже. Лучше, чтобы вас представил инвестору достойный доверия человек — он может быть гарантом того, что инвестор вас не обманет. Проверьте, не инвестирует ли венчурный фонд в конкурирующие разработки.
5. Перед тем как продавать свой проект инвестору, изучите портфель проектов этого венчурного фонда. Уместное упоминание компании, в которую фонд уже инвестировал, увеличивает шансы, что он заинтересуется и вашей разработкой. Если проект не соотносится ни с одной из инвестиций в портфеле фонда, вам, скорее всего, стоит искать другого инвестора.
Джузеппе Цокко, партнер фонда Index Ventures
Фонд возник в 1996 году в Женеве. С момента основания инвестировал более €1,5 млрд. Наиболее известные вложения — Skype, MySQL и Betfair. В России Index Ventures в 2007 году купил долю в интернет-магазине Ozon.ru.
1. Не рассуждайте о том, кому впоследствии вы бы могли продать свой бизнес. Инвестору интересно вкладываться в компанию, которая нацелена на развитие, а не продажу.
2. Не говорите о том, что ваш бизнес можно масштабировать до бесконечности.
Это не так.
3. Не рассказывайте о десятке возможных источников доходов. Эффективно управлять ими слишком сложно, вы должны сфокусироваться.
4. Необязательно подробно проговаривать каждый пункт на слайде.
5. Говорите ясно. Покажите ваш продукт и расскажите о его особенностях в начале презентации. Желательно сделать это в двух-трех предложениях.
6. Объясните, почему ваш продукт жизненно необходим, почему именно ваша команда должна заниматься этим проектом. Пусть это будет впечатляющая история.
Игорь Табер, директор фонда Intel Capital в СНГ
Фонд основан одноименным американским производителем компьютерных микропроцессоров. Начиная с 1991 года инвестировал более $9,5 млрд в 1050 компаний в 47 странах, 174 из них провели IPO. Табер получает по 10–20 предложений в неделю. С половиной соискателей он, как правило, встречается. Деньги фонда достаются единицам.
1. Не пытайтесь давать точные финансовые прогнозы, так как на самом деле никто не может предсказать, какой будет выручка компании через три года. Гораздо важнее показать, какие допущения вы использовали, прогнозируя прибыль и затраты в своей бизнес-модели. Заявляя, что компании нужно $20 млн инвестиций, но не раскрыв ключевых допущений в вашей финансовой модели, вы мало кого заинтересуете своим проектом.
2. Покажите, что у вас значимый опыт в сфере, которой вы занимаетесь, что вы понимаете свой рынок, знаете ключевых людей на нем. Покажите, что ваша команда верит в вас, что вы именно тот предприниматель, который должен руководить этим предприятием.
3. Не надо пытаться доказать, что вы все знаете. Неудачи так же важны, как и успехи. При прочих равных я с большей долей вероятности поддержу предпринимателя, у которого был провал и который понимает его причины, чем человека, который ни разу не ошибался и думает, что все знает.
4. Будьте честным. Проект, основанный на введении в заблуждение покупателей, лучше не показывать. Если вы лукавите с клиентами, почему потенциальный инвестор должен верить, что вы не поступите с ним так же?
5. Сфокусируйтесь. Доклад, где перечислены все шаги, которые компания собирается предпринять в надежде на то, что хоть один из них сработает, вряд ли заинтересует. Инвестору не нужно перечислять альтернативные возможности, он разглядит их сам.
Александр Галицкий, управляющий партнер венчурного фонда Almaz Capital Partners
Под управлением фонда, созданного в 2008 году, более $100 млн, в портфолио — платформа для создания социальных сетей Apollo, издатель игр Alawar, «Яндекс» и другие компании IT-сферы. Фонд просматривает более двухсот проектов в год.
1. Четко определите проблему, которую решаете. Определите, кого она волнует — представителей конкретной индустрии или конкретной социальной группы. Создатели стартапов слишком часто увлекаются красотой глобальных проблем.
2. Покажите, в чем оригинальность данного решения. Важно продемонстрировать его конкурентное преимущество не только в техническом плане, но и с точки зрения бизнеса, эффективности. Выбирайте в качестве конкурентов близкие по размеру компании, не надо рваться в бой с Microsoft или Google.
3. Оценка объема рынка должна быть хорошо обоснованной. Инвестор хочет получить высокий возврат на вложенный капитал. Рынок должен быть достаточно большим, чтобы у компании была возможность расширяться в соседние ниши.
4. Опишите бизнес-модель по завоеванию рынка. Не нужно расписывать множество рыночных возможностей и все группы потенциальных потребителей, важно «выпятить» наиболее эффективный способ, наименее затратный путь вхождения на рынок и доказать возможность монетизации идеи. Покажите инвестору, что вы все просчитали.
5. Расскажите о вашей команде и о том, кого в ней недостает. Именно команда определяет успех проекта, важно, чтобы она была сбалансированной. Предприниматель должен трезво оценивать свои возможности.
6. Скажите, сколько вам нужно денег и как они будут использованы. На этот вопрос от стартаперов труднее всего добиться ответа. Не нужно представлять сложных расчетов — важно продемонстрировать понимание, когда и на что нужны деньги.