К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Школа учится у бизнеса


Компьютерные системы обработки данных, внимание к мелочам, современный менеджмент и инвестиции в «качество продукции» — вот чем озабочена американская образовательная система

Начальную школу в Бруклине Brownsville Elementary окружают самые опасные кварталы Нью-Йорка. Но в школе все спокойно. Одетые в одинаковую форму — зеленые рубашки и брюки или юбки цвета хаки — ученики идут вдоль натянутых в коридорах лент в классы и рассаживаются по партам. В классах тишина, которая прерывается гулом детских голосов лишь тогда, когда учитель просит громко повторить задания.

Особый упор на хорошие манеры и дисциплину — все это напоминает педагогику образца 1930-х. Но лишь внешне. Все данные об учащихся Brownsville Elementary, от баллов, набранных в ходе тестов, до домашних работ и сведений о посещаемости, вносятся в компьютер. Таким образом, администрация школы и педагоги имеют возможность анализировать постоянно пополняющееся «досье» каждого ученика, чтобы оперативно корректировать планы уроков и индивидуальных занятий.

Некоммерческая организация Achievement First из штата Коннектикут, которая управляет Brownsville Elementary и еще 16 школами в Коннектикуте и Нью-Йорке, больше похожа на компанию, занимающуюся информатизационными технологиями, нежели на старомодное учебное учреждение. «Нас просто захватила идея использовать информационные базы данных», — говорит содиректор Achievement First Дуглас Маккарри.

 

И это в то время, когда американская система школьного образования переживает кризис. За последние 40 лет расходы на каждого учащегося (с поправкой на инфляцию) выросли в 2,6 раза, но результаты выпускных экзаменов не улучшились. Несмотря на то что США ежегодно вкладывают в государственное начальное и среднее образование больше $660 млрд, школы продолжают штамповать бездарей. При этом учителей сокращают тысячами. Политики и чиновники вступают в конфронтацию с профсоюзами учителей, покушаясь на штатные должности и привычное в Соединенных Штатах регулярное повышение зарплаты педагогам.

Тем временем организации, подобные Achievement First, по всей стране ведут тихую революцию в системе государственного образования. Большинство этих организаций были основаны идеалистами, мечтавшими о социальном равенстве. Но сейчас, имея в своем распоряжении многомиллионные бюджеты, современные компьютерные системы и сотни сотрудников, эти организации все больше начинают походить на корпорации — они ежеминутно отслеживают малейшие изменения и реагируют на них, вкладывая средства в эффективные и новаторские стратегии. Вопрос в том, будут ли такие стратегии работать по всей стране, в тысячах школ с миллионами учащихся? Многие относятся к этому проекту скептически.

 

Один из тех, кто верит в эффективность управления школами на основе систем обработки информационных данных, — Джоэл Клейн, глава департамента образования Нью-Йорка, подопечными которого являются 1,1 млн учащихся. Клейн — сторонник «портфельного» подхода к реформе образования. Ему хочется, чтобы при поиске управляющих компаний для школ у него была возможность выбирать из нескольких крупных профессиональных организаций за пределами местного школьного округа — таким компаниям не придется преодолевать дебри профсоюзных контрактов и бюрократических препон. Подобно тому как люди, которые копят на пенсию, стремятся доверить сбережения самым успешным управляющим, Клейн и его команда хотят выбирать управляющих школами из числа тех, кто наверняка сможет подтянуть отстающих учеников. Цель Клейна — сократить разрыв между результатами тестов, которые показывают учащиеся из богатых предместий и других городских районов (так называемый скарсдейлский разрыв). Полностью ликвидировать его, скорее всего, невозможно, но уменьшить — задача посильная.

«Школы, которые демонстрируют успехи, мы расширяем, а школы, работающие плохо, нам хотелось бы закрыть», — рассказывает Клейн. Клейн, занимав-
ший в администрации прези-
дента Клинтона пост помощника министра юстиции, а потом долгое время работавший корпоративным юристом, вынес из своего опыта понимание конкуренции и учета.

Его компания строит страте-
гию на управлении не только государственными, но и так называемыми чартерными школами — государственными образовательными учреждениями, которые в обмен на официальное обещание обеспечить повышенное качество образовательных услуг получают от государства значительную свободу в разработке учебных программ и использовании полученных средств.

 

В Нью-Йорке в ведении компаний, управляющих чартерными школами (в их число входят Achievement First, Knowledge Is Power, Green Dot и Victory Schools), находится 125 образовательных учреждений, где учатся 40 000 человек. Компании, управляющие чартерными школами, как правило, платят учителям больше, чем положено по профсоюзной тарифной шкале (впрочем, в этих школах у педагогов больше нагрузка, да и учебный год длится дольше).

При этом на каждого учащегося расходуют около $12 300 в год — примерно столько же, сколько школьный округ тратит на учащихся обычных государственных школ. Чартерные школы добиваются неплохих результатов: в прошлом году учащиеся превзошли средние по Нью-Йорку показатели тестов по чтению на 8%, по математике — на 7%. Их результаты по сравнению с теми, что показали ученики близлежащих государственных школ, оказались выше по меньшей мере в три раза. Дети, которые учатся в чартерных школах, не проходили никакого специального отбора; большинство мест в них разыгрывают в лотерею.

Исследование, проведенное в 2009 году научным сотрудником Стэнфордского университета Каролиной Хоксби, выявило, что чартерные школы добились этих успехов, будучи на 63% укомплектованными темнокожими учениками (средняя доля афроамериканцев по школьному округу в целом — 34%) из семей, доход которых ниже среднего на 37%. Хоксби сравнила учеников, попавших в чартерные школы по результатам лотереи, с теми, кому в лотерее не повезло, и выяснила, что к моменту окончания восьмого класса учащиеся чартерных школ сумели «закрыть» 86% скарсдейлского разрыва, тогда как ученики обычных школ по-прежнему оставались далеко позади.

В 1998 году стипендиат Оксфорда, выпускница Йельской юридической школы Дачия Толл решила, что социальная справедливость начинается с хорошего образования, и основала в Нью-Хейвене свою первую чартерную школу Amistad Academy, названную так в честь испанского корабля, на котором однажды взбунтовались рабы, которых везли из Африки.

Achievement First располагает бюджетом в $60 млн и управляет 17 школами, в которых обучаются 4500 человек, — по этим показателям она сопоставима с большим школьным округом. На содержание центрального административного аппарата компания расходует менее 10% своего бюджета, тогда как в большинстве городских школьных округов этот показатель составляет от 15% до 25%. Педагоги получают зарплату выше средней — и квалифицированную помощь. К примеру, 23 учителям Brownsville Elementary помогают пять сотрудников администрации, включая декана и «инструкторов». «Мы считаем, что если число подопечных превышает шесть, то эффективно управлять ими и обучать их невозможно», — объясняет содиректор Achievement First Дуглас Маккарри.

 

Как и другие успешные компании, управляющие чартерными школами, Achievement First акцентирует внимание на неуспевающих учениках — если они хотя бы раз отстанут от других, то педагогу будет чрезвычайно трудно добиться того, чтобы они догнали одноклассников. Малыши из подготовительных классов раз в шесть недель сдают тест по чтению (один на один с учителем), который оценивается по шкале от 1 до 12 баллов. Если тест оказывается трудным для всего класса, то, по словам Маккарри, учителя «делают шаг назад и заново проходят материал». Если же в отстающих оказываются лишь несколько, то из них формируют отдельные группы, где каждый ученик интенсивно изучает предмет, в котором он слаб. Педагоги и администрация постоянно отслеживают результаты тестов и в зависимости от них меняют методику обучения.

В одной из залитых солнцем аудиторий Brownsville Elementary за партами, расставленными в круг, сидят восемь второклассников. Один из учителей, стоя перед доской, задает детям вопросы, а второй, помоложе, наблюдает за детьми и делает пометки в блокноте. Эти восемь учеников читают хуже всех в своем классе, поэтому Achievement First объединила их в отдельную группу, где с ними занимается Саманта Хупер — один из самых опытных и высоко-
оплачиваемых преподавателей школы.

В обычных же классах Brownsville Elementary учатся по 28–30 учеников. У родителей из богатого предместья это может вызвать шок, но исследования в масштабе США не выявили никакой связи между количеством учеников в классе и успеваемостью. (Более того, ученые из Стэнфорда обнаружили прямую зависимость между числом учащихся в классе чартерной школы и академической успеваемостью). Увеличивая количество учеников в классах, организации вроде Achievement First могут отрядить в помощь основному педагогу второго, более молодого учителя, который заодно будет набираться опыта у квалифицированного коллеги. Цель — добиться наилучших результатов, расходуя не больше средств, чем в обычной государственной школе. В Нью-Йорке расходы государственных школ составляют $16 700 на одного ученика в год. «Мы вкладываем больше средств в совершенствование учебных планов и укрепление лидерства и стараемся тратить меньше денег на бюрократию», — говорит Макс Поланер, бывший консультант McKinsey & Co., ныне финдиректор Achievement First с годовой зарплатой в $130 000.

Поланер утверждает, что его организация, объем операций которой только в Нью-Йорке составляет $34 млн, в этом году достигнет безубыточности. В 2009 году 96% учащихся школ Achievement First сдали государственные выпускные экзамены успешно, в то время как аналогичный показатель в среднем по штату составил 82%, а в районах, где эти школы расположены, — 71%. В Коннектикуте Achievement First управляет школами, которые занимают второе и третье места по уровню успеваемости учеников-афроамериканцев.

 

Эти результаты привлекают внимание не только портфельных управляющих, работающих в сфере школьного образования, но и таких богачей, как Билл Гейтс — его фонд инвестировал в государственное образование $5 млрд (из них $2 млрд на стипендии). Чикагский миллиардер Джей Притцкер пожертвовал на нужды государственного образования $17 млн — его побудили к этому результаты исследования, свидетельствующие о том, что улучшение системы образования приносит реальные экономические плоды, поскольку способствует снижению уровня преступности и росту производительности труда. «Мне довелось изучить тысячи бизнес-планов, я инвестировал более чем в 50 компаний и могу сказать, что спонтанные инвестиции не работают, — говорит Притцкер. — Нужно все проверить, понаблюдать, как все развивается, вложить еще немного денег — и только тогда станет понятно, стоит ли вкладывать в это дело большие деньги».

Cisco Systems, Google и фонд миллиардера Mайкла Делла оказывают финансовую поддержку эксперименту School of One, который проводится в государственных школах Нью-Йорка. В ходе этого эксперимента учащихся каждое утро извещают о плане занятий так же, как подают информацию в аэропортах: с помощью висящих под потолком мониторов. Индивидуальный ежедневный план занятий составляется исходя из результатов, показанных учеником в ходе теста, проводившегося накануне.

Экспериментальная программа School of One, которая сейчас используется на уроках математики в одной из школ Манхэттена, позволяет педагогам и школьной администрации применять любую из трех форм обучения, которую они посчитают более эффективной в каждом конкретном случае: компьютерное обучение, традиционные классные занятия и дистанционное обучение. В ходе прошлогодних пробных экзаменов по математике ученики — участники программы улучшили свои результаты на 42–70%.

Разработчики программного обеспечения из бруклинской Wireless Generation совместно с Achievement First занимаются созданием программы, которая позволяет компаниям, управляющим чартерными школами, проверять качество работы учителей и учащихся. Оборот Wireless Generation, в которой трудятся 350 сотрудников, ежегодно растет на 20% и в этом году достигнет $65 млн. Компания имеет контракты со школами во всех 50 штатах США.

 

«Анализ данных совершит революцию в сфере образования, — считает Ларри Бергер, основатель и гендиректор Wireless Generation. — Если ученик «хромает», то тревожный «звоночек» прозвенит еще в подготовительном классе — причем вовремя, поскольку успеваемость можно проверять каждые две недели». Бергер основал компанию в 2000 году, когда «все верили, что стоит посадить школьника перед компьютером, и компьютер сделает все сам». По словам Бергера, компании вроде Wireless Generation играют теперь в сфере образования ту же роль, что и неприметные «электронные помощники» в медицине, которые планируют график работы врачей и предупреждают их о возможном опасном взаимодействии лекарственных препаратов.

За годовую плату из расчета $12–25 за ученика Wireless Generation поставляет школам программное обеспечение, которое позволяет регулярно оценивать успеваемость. По результатам тестов компьютерная программа может дифференцировать все допущенные школьниками промахи, отделив, например, тех, кто читает слишком медленно, от тех, кто читает с ошибками. Программа подсказывает учителю, как сформировать группу из учеников с одинаковым уровнем развития, и предлагает ему апробированные учебные методики, позволяющие решить те или иные проблемы с успеваемостью. Таким образом, программное обеспечение перестает быть «дубинкой», грозящей преподавателю, чьи ученики не получили хорошие оценки, превращаясь в эффективный инструмент повышения успеваемости.

Achievement First заключает с преподавателями контракты сроком на год и платит им на 15–20% больше, чем получают их коллеги из профсоюза учителей, но при этом в чартерных школах и рабочий день равен 10 часам, и учебный год длиннее. Самые опытные педагоги могут заработать за год $85 000 и более, а Маккарри и Толл заработали в 2008 году по $154 000. Ежегодно из чартерных школ уходят 10–15% учителей, отработавших контракт, еще около 5% учителей увольняют за плохую работу. Аналогичные показатели в государственных школах составляют 9% и 4,4% соответственно.

Можно ли тиражировать технологии в области образования? «Расширить масштабы деятельности, не ухудшив при этом качества обучения, — очень сложная задача», — считает Кристофер Уильямс, старший управляющий образовательной программой Фонда Билла и Мелинды Гейтс, средства которого составляют $35 млрд. Фонд, занятый поиском самых лучших в стране преподавателей государственных школ, инвестирует в высокотехнологичные инструменты сбора информации о педагогических методиках. В частности, фонд выделил $45 млн на установку панорамных видеокамер в 3000 классных комнат в шести штатах. Приглашенные со стороны эксперты четырежды в год проверяют учителей и школьников и сверяют результаты своих наблюдений с данными учебных тестов, чтобы выявить лучшие методы преподавания. «Но еще никому не удалось создать такую оценочную шкалу, которая устроила бы всех», — говорит Кристофер Уильямс.

 

Однако Джоэл Клейн из департамента образования Нью-Йорка преисполнен оптимизма: «Были люди, которые говорили: вы можете внедрить чартерную систему в 20 или 30 школах, но не более того. Что ж, у нас уже 100 чартерных школ! Системе чартерных школ противится профсоюз учителей — и не потому, что ее нельзя тиражировать, а как раз потому, что тиражировать ее можно».

Хорошее образование окупается. Джеймс Хэкман, экономист из Чикагского университета, лауреат Нобелевской премии 2009 года, посвятил изучению этого вопроса большую часть своей научной карьеры. Хэкман и другие исследователи доказали: диплом об окончании средней школы обеспечивает надбавку к зарплате $11 600 в год.

Хэкман считает, что экономический эффект, который общество получит от роста числа выпускников средних школ, составит по $1500–3000 в год с каждого выпускника — главным образом за счет того, что люди со средним образованием реже попадают за решетку, тем самым снижаются расходы на содержание заключенных.

Школьное образование в США — это индустрия с оборотом $660 млрд, и с ее конвейера сходит много некачественных «продуктов». Теперь у системы есть отличная возможность увеличить «производительность».

 
Рассылка Forbes
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+