Сможет ли Skype зарабатывать на своей популярности
После того как бесплатную программу Skype скачали 600 млн человек, ее название может вслед за Google с полным правом претендовать на включение в словарь. Появившийся недавно де-факто в английском языке глагол to skype означает «общаться с кем-либо через бесплатный видеочат из любой точки земли, особенно с бабушкой, живущей слишком далеко, чтобы ее навестить».
Люди, следящие за технологическим бизнесом, ищут при помощи Skype ответ на знаменитый вопрос, поставленный когда-то Facebook: можно ли быть невероятно популярным и при этом не зарабатывать денег?
Skype никогда не признает этого, но программа — самая простая составляющая коммуникации между двумя владельцами компьютеров. Сложность — это оборудование. У компьютера каждого пользователя Skype должны быть широкополосный доступ в интернет, микрофон, веб-камера. Когда два человека общаются по Skype, компания в этом никак не участвует — более того, она даже не знает, что кто-то кому-то звонит.
Практически каждый современный чат позволяет обмениваться аудио- и видеосигналами. Разве что у Skype эти функции устроены удобнее, так что даже пожилые люди способны разобраться в программе (интерфейс настолько прост, что и моя мама научилась им пользоваться).
Skype появился в 2003 году, а уже через два года был куплен Ebay за $2,6 млрд. Сделку не назовешь удачной: активы пришлось уценить на $900 млн, и в конце концов контрольный пакет Skype перепродали группе частных инвесторов. Вдобавок компании пришлось пройти через урегулирование патентных исков. Сейчас новому менеджменту приходится строить компанию фактически заново.
Вначале программа позволяла передавать только аудиосигнал и за счет этого распространилась по всему миру: люди начали звонить друг другу бесплатно. После добавления видео программа стала завоевывать США. Забавно, но гендиректор Skype Джошуа Сильверман называет Штаты «отсталым рынком».
Для заработка используется популярная сейчас в интернете модель «фримиум» — то есть к основной бесплатной услуге, привлекающей клиентов, поставляются дополнительные платные, которые и приносят прибыль. На привлечение клиентов тратится минимум средств, а их удержание не стоит Skype ни копейки.
В прошлом году пользователи Skype купили дополнительных услуг на $719 млн. В первую очередь они платили за звонки на стационарные телефоны. Компания планирует запуск и других платных услуг, например возможности устраивать многопользовательские видеоконференции.
«Мы рады раздавать Skype бесплатно», — говорит Сильверман. Его амбиции простираются далеко: он хочет сделать программу «основной тканью коммуникаций» в интернете.
Но прежде чем завоевывать сеть, нужно ответить на «вопрос Facebook». Выручка $719 млн — это неплохой, но совсем не выдающийся результат для компании с сотнями миллионов клиентов.
Технологии вроде Skype настолько опустошительны, скажут вам в любой бизнес-школе, что разрушают саму экономику той отрасли, к которой относится их бизнес. Благодаря Skype и его многочисленным подражателям каждый чат в интернете умеет передавать и принимать аудио и видео. На общении между компьютерами, особенно между домашними компьютерами, денег не заработаешь.
Skype хочет продавать более дорогие услуги, объединяя не только компьютеры, но и обычные телефоны, а также развивая возможности веб-конференций. Но тем же самым занимается столько людей, в частности работающих в компании Google, что и этот бизнес, скорее всего, тоже потеряет всю прибыльность.
Сильверман хвастается, и небезосновательно, что Skype породил совершенно новую форму «бытовых» коммуникаций. Некоторые солдаты в Ираке, говорит он, каждый вечер связываются с родным домом и живут своей обычной домашней жизнью: делают все необходимое на службе, постоянно переговариваясь со своими близкими, как если бы они находились дома.
Производители телевизоров уже это поняли. Многие предустанавливают Skype в свои устройства, чтобы пользователям для общения не приходилось даже включать компьютер. Компании Skype остается лишь надеяться, что и она сама когда-нибудь научится получать от этого прибыль.