Для создания на территории России инновационных городов необходимо ориентироваться на опыт Гонконга и независимых центробанков.
Инноград в Сколково задуман как витрина российской модернизации. В нем должны процветать инновации, которые выведут российскую экономику на качественно новый уровень развития. Судя по речам кураторов, Владислава Суркова и Виктора Вексельберга, Инноград мыслится как комбинация «идеального города» и «технопарка». Город без пробок, с низким уровнем преступности, интеллигентными соседями будет, как магнит, притягивать лучшие компании и мозги со всего света.
Казалось бы, прекрасная идея!
И все же мне трудно представить, что 25 000 жителей этого города внесут ощутимый вклад в экономический рост. Для того чтобы увеличить ВВП России хотя бы на 1%, каждому жителю этого города (включая администрацию, обслуживающий и технический персонал) предстоит создать $670 000 «новой» добавленной стоимости в год — среднестатистический россиянин производит в 50 раз меньше. На самом деле эта цифра должна быть еще выше, если учесть, что в Инноград переедут компании и предприниматели, которые и так бы работали в России. В этом смысле концепция «идеальный город + технопарк» вряд ли является оптимальным вложением денег, организаторского таланта и усилий — если, конечно, стоит задача кардинально ускорить развитие страны.
Так что же, стоит списать это начинание со счетов как маниловщину? Нет, если вместо того чтобы пытаться воспроизвести на клочке подмосковной земли калифорнийскую Кремниевую долину, создатели города возьмут на вооружение концепцию чартерного города. Создание такого города может стать толчком не для инноваций самих по себе, а для изменения институтов, составляющих фундамент быстрого экономического роста. Будут институты — появятся и инновации.
Идею чартерного города придумал профессор экономики Стэнфордского университета Пол Ромер, создатель новой теории экономического роста, основанного на инновациях, один из наиболее вероятных кандидатов на Нобелевскую премию по экономике. Ведущий американский журнал по менеджменту Harvard Business Review назвал идею чартерных городов одной из 10 «прорывных идей» 2010 года и очень четко описал ее заголовком «Создавать новые Гонконги».
Концепция Ромера без всяких преувеличений инновационна. Более того, она опирается на настоящий прорыв, произошедший совсем недавно в экономической науке. Еще несколько десятилетий назад главными причинами экономического роста считалось накопление капитала (включая человеческий) или инноваций и идей. Американские экономисты Дарон Асемоглу, Саймон Джонсон и Джеймс Робинсон в одной из самых важных и наиболее цитируемых статей последних лет показали, что фундаментальной причиной роста являются именно институты.
Вот только как внедрить институты, способствующие развитию, там, где доминируют институты, ему препятствующие? Реформы в масштабах целой страны, особенно такой огромной, как Россия, неизбежно сталкиваются с противодействием групп интересов, поэтому даже при наличии политической воли чаще всего продвигаются медленно или страдают непоследовательностью. Их суть выхолащивается, а плоды появляются слишком поздно, чтобы развитие новых институтов стало необратимым. Другое дело, если правильные институты внедрять с чистого листа в масштабах нового города. В этом и состоит идея Ромера.
Секрет экономического успеха Гонконга заключается в том, что этот город импортировал институты развитой экономики Великобритании: независимую судебную систему, верховенство закона, низкий уровень вмешательства государства, приоритет частного сектора. Этого оказалось достаточно, чтобы на слабозаселенном клочке земли образовалась с течением времени самая динамичная экономика в Восточной Азии.
Гонконг, пожалуй, лучший пример чартерного города, в котором капитализм свободного рынка осуществлен на практике. В последней четверти прошлого века он стал образцом для экономических реформ и в остальном Китае: отец китайского экономического чуда Дэн Сяопин создал особую экономическую зону Шэньчжэнь, правила игры в которой были максимально приближены к гонконгским. Неудивительно, что Шэньчжэнь стал одной из наиболее динамично развивающихся территорий Китая.
Что главное в создании чартерного города? Самое важное — связать руки политикам и предоставить его резидентам сверхнадежные гарантии того, что правила не изменятся в будущем. Никто не поверит в обещание создать город с верховенством закона и защитой прав инвесторов в государстве, в котором эти обещания регулярно нарушаются. Но как на практике защитить «чартерный город» от возможного вмешательства государства и изменений правил игры?
В случае с Гонконгом гарантией неизменности правил был договор между Китаем и Великобританией о сдаче территории в аренду на 99 лет. Попытка пересмотреть его была чревата для Пекина колоссальными издержками, так как Гонконг можно было только отвоевать. Понятно, что в планы российского руководства не входит передавать Инноград под иностранную юрисдикцию. Но это не означает, что проблема гарантий нерешаема в принципе.
Чартерный город можно уподобить независимому от исполнительной власти центробанку. У правительства, обещающего держать инфляцию на низком уровне, имеются огромные стимулы, чтобы в кризис печатать деньги для «стимулирования экономики». Но такой фокус работает только один раз — в дальнейшем фирмы и рядовые граждане просто не будут верить обещаниям правительства, допустившего резкий рост цен, и денежная экспансия будет приводить лишь к увеличению инфляционных ожиданий и постоянной высокой инфляции. Чтобы переломить эти ожидания, приходится идти на решительные и непопулярные меры. Так лишь новый — консервативный и независимый — председатель ФРС Пол Волкер, назначенный в 1979 году, смог побороть «великую инфляцию» 1970-х годов в США с помощью высочайших процентных ставок, достигавших 20%.
Создатели Иннограда должны взять на себя такие долгосрочные обязательства, чтобы отказ от них приводил к запретительным репутационным издержкам для правительства, которое, как мы знаем на примере госкорпораций, может вдруг разочароваться в своем детище. Без выполнения этого условия в Инноград будет просто невозможно привлечь лучшие умы и таланты. Кстати, именно это соображение было решающим при проведении в 1970–1980-е годы в развитых странах волны реформ, нацеленных на обеспечение независимости центральных банков.
Какие гарантии возможны в случае Иннограда? Первая — это законодательно закрепленный «чартер», обеспечивающий максимальную автономию города. Вторая, как и в случае с репутацией центральных банков, — назначение управляющего-мэра, бескомпромиссно нацеленного на выполнение своей единственной задачи, обеспечение институциональных условий для бизнеса и научного творчества, отвечающих наилучшей мировой практике. Примером может послужить Пол Волкер, укротивший инфляцию в США в немалой степени потому, что он придерживался куда более консервативных взглядов на денежную политику, чем большинство американских политиков, и рынкам это было известно.
Третья составляющая — сильный и независимый совет директоров. Главным «собственником» Иннограда будет государство, а «миноритарными инвесторами» — горожане и компании, работающие в городе. Для привлечения таких миноритарных инвесторов необходим эффективный механизм их защиты. Действительно независимые директора, а не свадебные генералы вроде назначенцев правительства в советах директоров госкомпаний могут стать таким инструментом защиты и «связывания рук» политикам, а также органом контроля над мэром-управляющим.