Выбор редакции
Самое тревожное с точки зрения долгосрочных перспектив не только экономического и валютного союза, но и ЕС в целом — это признание того, что Европа не может и не собирается становиться самостоятельным центром силы.
Добровольный отказ от глобальных амбиций, а именно к этому, похоже, идет дело, резко снижает политическую целесообразность валютного союза. И выводит на первый план соображения чисто меркантильные, которыми, собственно, и руководствовался Берлин, затягивая до последнего решение о помощи Греции.
Пока большинство наблюдателей видит только две альтернативы: усиление интеграции в сфере экономической политики или постепенное сжатие, а затем и распад еврозоны.
Думается, однако, что возможен и третий путь. Наиболее взрослые страны ЕС должны понять, а их элиты — объяснить избирателям, что в любой семье, даже американской, есть труженики и нахлебники, неспособные сами себя обеспечивать в силу слабого здоровья или природной лени. И первые, и вторые будут всегда. Поддержка последней категории ради всеобщего спокойствия является центральной частью общественного договора в любой стране. Европе, если она хочет избежать маргинализации, придется такой договор выработать.